Балет Стравинского «Петрушка» создал ему мировую славу. В этом балете открылись такие новшества и дерзновения, что те, которые только что провозглашали его продолжателем Римского-Корсакова, в страхе отшатнулись, шепча, что новое поколение зовёт новые мысли и новые звуки. Им не дано было также остановить всё растущий успех Стравинского! («Русское слово», 6 декабря 1919 г.) Событием, определившим целый этап в жизни Игоря Стравинского, стало знакомство с Сергеем Дягилевым, - человеком, посвятившим себя делу пропаганды русского искусства. Благодаря ему началось знакомство европейской публики с творчеством Игоря Стравинского. Однажды у него возник замысел виртуозной фортепианной пьесы с сопровождением оркестра. Сочиняя её, композитор, по его словам, представлял себе игрушечного плясуна, который «своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр... Получается угнетающая схватка, которая, дойдя до высшей степени возбуждения, заканчивается скорбным и жалобным изнеможением бедного плясуна». Когда Стравинский сыграл это произведение Дягилеву, тот с энтузиазмом воскликнул: «Да ведь это же балет! Ведь это Петрушка!» Так возникла идея балетного спектакля. Сценарий написал художник Александр Бенуа. Он же стал автором декораций и костюмов. Партию главного героя на премьере гениально исполнил Вацлав Нижинский. «Я никогда потом не видел такого Петрушку», - говорил впоследствии балетмейстер-постановщик Михаил Фокин. С «Петрушкой» творчество Стравинского достигло полной зрелости. Вызвавшее при своём появлении довольно резкие расхождения в оценке, произведение это с течением времени получило общее признание. Действие балета происходит в 30-е годы XIX века на Адмиралтейской площади в Петербурге во время масленичного гулянья, будто списанного с натуры, - настолько ярко, красочно, достоверно изображены народные сцены. Это неудивительно, ведь в балете отразились любимейшие детские впечатления авторов. В детстве Сашу Бенуа и Игоря Стравинского водили на масленой неделе на увеселения, как говорил впоследствии Бенуа, «учиться России». Народные сцены в балете напоминают картины художников из объединения «Мир искусства» - Филиппа Малявина («Красный вихрь», «Бабы»), Бориса Кустодиева («Ярмарка», «Балаганы»). В них нашла отражение и русская музыкальная традиция: их прообразом стали массовые народные сцены в операх «Вражья сила» Серова, «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. В центре событий находится любовная драма кукол - Петрушки, Арапа и Балерины, изображённая в духе старинного театра масок. Увлечение кукольностью было характерно в начале ХХ века для художников «Мира искусства». Куклу воспринимали как актёра более совершенного, идеального, чем живой человек-актёр. Александр Бенуа даже хотел открыть свой кукольный театр.
(«Русское слово», 6 декабря 1919 г.)
Событием, определившим целый этап в жизни Игоря Стравинского, стало знакомство с Сергеем Дягилевым, - человеком, посвятившим себя делу пропаганды русского искусства. Благодаря ему началось знакомство европейской публики с творчеством Игоря Стравинского.
Однажды у него возник замысел виртуозной фортепианной пьесы с сопровождением оркестра. Сочиняя её, композитор, по его словам, представлял себе игрушечного плясуна, который «своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр... Получается угнетающая схватка, которая, дойдя до высшей степени возбуждения, заканчивается скорбным и жалобным изнеможением бедного плясуна». Когда Стравинский сыграл это произведение Дягилеву, тот с энтузиазмом воскликнул: «Да ведь это же балет! Ведь это Петрушка!» Так возникла идея балетного спектакля.
Сценарий написал художник Александр Бенуа. Он же стал автором декораций и костюмов.
Партию главного героя на премьере гениально исполнил Вацлав Нижинский. «Я никогда потом не видел такого Петрушку», - говорил впоследствии балетмейстер-постановщик Михаил Фокин.
С «Петрушкой» творчество Стравинского достигло полной зрелости. Вызвавшее при своём появлении довольно резкие расхождения в оценке, произведение это с течением времени получило общее признание.
Действие балета происходит в 30-е годы XIX века на Адмиралтейской площади в Петербурге во время масленичного гулянья, будто списанного с натуры, - настолько ярко, красочно, достоверно изображены народные сцены. Это неудивительно, ведь в балете отразились любимейшие детские впечатления авторов. В детстве Сашу Бенуа и Игоря Стравинского водили на масленой неделе на увеселения, как говорил впоследствии Бенуа, «учиться России».
Народные сцены в балете напоминают картины художников из объединения «Мир искусства» - Филиппа Малявина («Красный вихрь», «Бабы»), Бориса Кустодиева («Ярмарка», «Балаганы»). В них нашла отражение и русская музыкальная традиция: их прообразом стали массовые народные сцены в операх «Вражья сила» Серова, «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова.
В центре событий находится любовная драма кукол - Петрушки, Арапа и Балерины, изображённая в духе старинного театра масок. Увлечение кукольностью было характерно в начале ХХ века для художников «Мира искусства». Куклу воспринимали как актёра более совершенного, идеального, чем живой человек-актёр. Александр Бенуа даже хотел открыть свой кукольный театр.
Мир проснулся как ребёнок,
Солнце плещет в берега.
Мчится резвый жеребёнок
На зелёные луга,
Грива стелется разливом,
А во лбу горит звезда
Мир, ты хочешь быть счастливым?
Значит миром будь всегда
Припев:
Здравствуй, мир, здравствуй, друг.
Здравствуй, песен щедрый круг,
Здравствуй, миг, здравствуй, век,
Здравствуй, добрый человек
Здравствуй, дом, здравствуй, даль,
Здравствуй, радость и печаль.
Здравствуй, быль, здравствуй, новь,
Здравствуй, светлая любовь
Если мир певуч и звонок
И во сне и наяву,
Научи нас, жеребёнок,
Верить в солнце и траву.
И ловить стихи и сказки
В золотые невода...
Мир, ты хочешь быть прекрасным?
Только миром будь всегда
Припев:
Здравствуй, мир, здравствуй, друг,
Здравствуй, песен щедрый круг,
Здравствуй, миг, здравствуй, век,
Здравствуй, добрый человек
Здравствуй, дом, здравствуй, даль,
Здравствуй, радость и печаль.
Здравствуй, быль, здравствуй, новь,
Здравствуй, светлая любов послушать