русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Занимался также живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова, вначале на должность статиста. 29 марта1890 года состоялось первое выступление Шаляпина — он исполнил партию Зарецкого в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин был хористом опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.
19 сентября 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.
Получил сольную партию Стольника в опере Монюшко «Галька», заменив случайно заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии — например, Феррандо в «Трубадуре». Однажды, выступая в партии Стольника, Шаляпин упал на сцене, сев мимо стула — с тех пор он всю жизнь зорко следил за креслами на сцене, опасаясь вновь промахнуться.
В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в Уфимском земстве, однако начинающий певец примкнул к приехавшей в Уфу малороссийской труппе Г. И. Деркача. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Дмитрию Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.
Билет №4
Франц Шуберт
(1797 - 1828)
Первый представитель романтизма в музыке.
Главные жанры: песня, фортепианные миниатюры, симфонии.
Родился Шуберт недалеко от Вены, австрийский композитор, также родился в музыкальной семье.
Пел в церковном хоре, обучался игре на фортепиано и скрипки.
В Вене продолжил обучение, преподает в школе, организовывает кружок «Шубертиады».
1818 г. - в Венгрии работает в качестве дом. музыканта в имении Эстергази.
1828 г. - состоялся его авторский концерт.
Сочинял много песен: 3 вокальных цикла «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»;
9 симфоний, сонаты для фортепиано и «Лебединая песня»;
Фортепианные пьесы «Экспромт» и т.д.
М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»
Первоначальное название «Жизнь за царя».
4 действия + эпилог.
Главные роли:
- Иван Сусанин;
- Антонида (дочь);
- Ваня (сын);
- Богдан Собинин (муж Антониды);
- Поляки.
Сюжет посвящен подвигу Сусанина, который пожертвовал своей жизнью ради Родины и царя во время польских противостояний в начале 17 века (1612 г.)
Отечественная героико-трагическая опера
Либретто написал - барон Егор Розен.
Главная идея - любовь к Отечеству, неразрывная связь судеб героев с судьбой всего народа.
♪Увертюра;
♪1 действие: мужской хор «Родина моя»; женский хор «На зов своей родной страны».
♪2 действие: полонез, краковяк, вальс, мазурка
♪3 действие: Песня Вани «Как мать убили». Романс Антониды «Не о том скорблю подруженьки».
♪4 действие: Ария Сусанина «Ты взойдешь моя заря»; Эпилог - грандиозная народная песня. Хор 2Славься»
19 сентября 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.
Получил сольную партию Стольника в опере Монюшко «Галька», заменив случайно заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии — например, Феррандо в «Трубадуре». Однажды, выступая в партии Стольника, Шаляпин упал на сцене, сев мимо стула — с тех пор он всю жизнь зорко следил за креслами на сцене, опасаясь вновь промахнуться.
В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в Уфимском земстве, однако начинающий певец примкнул к приехавшей в Уфу малороссийской труппе Г. И. Деркача. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Дмитрию Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.