А. Селицкий. Парадоксы бытовой музыки - раздел Искусство, Три страницы из музыкальной жизни сталинского времени: сумбур вместо музыки, балетная фальшь, великая дружба Музыка Быта Сопутствует Человеку Постоянно, При...
Музыка быта сопутствует человеку постоянно, привычно и порой незаметно. С детства беспрепятственно, не требуя от нас усилий, входит она в сознание, становится частью нашего существования, кажется даже - частью нас самих. Стоит ли удивляться, что в глазах музыкантов-профессионалов бытовая музыка окружена своеобразным ореолом, имя которому - иллюзия понятности? Хорошо сказал по близкому поводу писатель Андрей Битов: "Нам не демонстрируют приемы, и мы не говорим "ах!", ибо не можем щегольнуть своей причастностью: как это мы, такое сложное, догадались и поняли... В популярности Дюма настолько участвует читатель, что не оставляет места критику"
Разумеется, о музыке быта написано немало. Запечатлены - как в мемуарно-эпистолярных источниках, так и в художественной литературе - сцены домашнего музицирования, под разными углами зрения изучаются отдельные жанры, их связи с музыкой концертно-филармонического и оперно-театрального плана. Но научное постижение музыки быта как целого, как феномена культуры и феномена искусства продвинуто гораздо скромнее, чем, скажем, изучение оперы или симфонии. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что эта сфера, лежащая на грани искусства и не-искусства, полна загадок, странных на первый взгляд антитез, скрытых противоречий, касающихся и функционирования бытовой музыки, и механизмов ее восприятия, и ее "внутреннего устройства", то есть вопросов эстетики и стиля.
Ни в коей мере не претендуем на их решение. Хотелось бы только привлечь к ним внимание, обнажить, не избегая при этом полемического заострения проблем и формулируя их в виде парадоксов. Речь пойдет по большей части о наиболее общих закономерностях, конкретные же примеры будем черпать всего из двух, но зато весьма представительных жанров бытовой музыки, имеющих к тому же очевидные точки соприкосновения, - русского городского романса XIX - начала XX века и советской массовой песни.
Зима приходит ненароком,
По всем статьям беря свое.
Она должна уж быть по срокам,
А вот, поди ж ты, – нет ее!
И вдруг, однажды, спозаранку,
Взглянул в оконное стекло
И видишь "скатерть-самобранку" –
Везде, вокруг, белым-бело...
Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.
Уж по ночам не те морозы,
И вот уже летит скворец
В свой домик на стволе березы...
Пришла Весна. Зиме конец!
А за Весной приходит Лето,
За Летом Осень в свой черед,
И вновь Зима. И снова где-то
Весна торопится в поход.
(С. Михалков)
ответ:А. Селицкий. Парадоксы бытовой музыки
А. Селицкий. Парадоксы бытовой музыки - раздел Искусство, Три страницы из музыкальной жизни сталинского времени: сумбур вместо музыки, балетная фальшь, великая дружба Музыка Быта Сопутствует Человеку Постоянно, При...
Музыка быта сопутствует человеку постоянно, привычно и порой незаметно. С детства беспрепятственно, не требуя от нас усилий, входит она в сознание, становится частью нашего существования, кажется даже - частью нас самих. Стоит ли удивляться, что в глазах музыкантов-профессионалов бытовая музыка окружена своеобразным ореолом, имя которому - иллюзия понятности? Хорошо сказал по близкому поводу писатель Андрей Битов: "Нам не демонстрируют приемы, и мы не говорим "ах!", ибо не можем щегольнуть своей причастностью: как это мы, такое сложное, догадались и поняли... В популярности Дюма настолько участвует читатель, что не оставляет места критику"
Разумеется, о музыке быта написано немало. Запечатлены - как в мемуарно-эпистолярных источниках, так и в художественной литературе - сцены домашнего музицирования, под разными углами зрения изучаются отдельные жанры, их связи с музыкой концертно-филармонического и оперно-театрального плана. Но научное постижение музыки быта как целого, как феномена культуры и феномена искусства продвинуто гораздо скромнее, чем, скажем, изучение оперы или симфонии. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что эта сфера, лежащая на грани искусства и не-искусства, полна загадок, странных на первый взгляд антитез, скрытых противоречий, касающихся и функционирования бытовой музыки, и механизмов ее восприятия, и ее "внутреннего устройства", то есть вопросов эстетики и стиля.
Ни в коей мере не претендуем на их решение. Хотелось бы только привлечь к ним внимание, обнажить, не избегая при этом полемического заострения проблем и формулируя их в виде парадоксов. Речь пойдет по большей части о наиболее общих закономерностях, конкретные же примеры будем черпать всего из двух, но зато весьма представительных жанров бытовой музыки, имеющих к тому же очевидные точки соприкосновения, - русского городского романса XIX - начала XX века и советской массовой песни.
Объяснение: