Ипостасей бога Солнца было четыре, по числу времен года: Хорc (Коляда), Ярило, Даждьбог (Купайла) и Сварог (Световит). Славяне издревле отмечали смену времен года и смену фаз солнца. А потому за каждое время года (весну, лето, осень и зиму) был ответственна своя ипостась бога Солнца (Хорc/Коляда, Ярило, Даждьбог/Купайла и Сварог/Световит), особо почитаемый на протяжении всего сезона.
Богу Хорсу (солнцу-младенцу Коляде) поклонялись в период между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием (с 22 декабря по 21 марта); солнцу-юноше Яриле — между весенним равноденствием и летним солнцестоянием (с 21 марта по 22 июня); солнцу-мужу Даждьбогу (Купайле) — в период между летним солнцестоянием и осенним равноденствием (с 22 июня по 23 сентября); мудрому солнцу-старику Сварогу (Световиту) — между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием (с 23 сентября по 22 декабря).
Посвящена М.А.Балакиреву. Впервые в симфоническом творчестве Чайковского уже в самом программном заглавии фигурирует идея фатума, столь важная для идейного содержания многих его крупных произведений зрелого периода. Позже, в Четвертой симфонии, вновь возникнет прямое обращение к образу роковой силы, тяготеющей над человеком, мешающей его стремлению к счастью.
Фантазия начинается вступлением, которое сразу же излагает в мощных унисонах тему "фатума". По-своему характерная тема, однако, не производит впечатления безжалостной, роковой силы, как это позже будет в Четвертой симфонии. Основной раздел поначалу типичен для мягкой лирики Чайковского, предвосхищая отчасти музыкальные образы его балетов. Кода отмечена мощным утверждением роковой темы.
Значительный контраст главной и побочной партий показывает, что жизнь человека, которую, видимо, Чайковский пытался отобразить, по его мнению, имеет и светлые стороны, радужные мечты и идеалы, чему противоречит безнадежное настроение стихов Батюшкова, в которых акцентировано воздействие неумолимого рока. В музыке роковое начало становится сквозным образом, и в этом отношении предвосхищение более поздних симфонических произведений с аналогичной тематикой очевидно.
Первое исполнение состоялось в Москве 15 февраля 1869 года под управлениемН.Г.Рубинштейна.
в целом "Фатум" производит странное впечатление, потому что мрачность начала, красивость Andante и карикатурный комизм Allegro никак не могут помириться и делают загадочной концепцию г.Чайковского".
Богу Хорсу (солнцу-младенцу Коляде) поклонялись в период между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием (с 22 декабря по 21 марта); солнцу-юноше Яриле — между весенним равноденствием и летним солнцестоянием (с 21 марта по 22 июня); солнцу-мужу Даждьбогу (Купайле) — в период между летним солнцестоянием и осенним равноденствием (с 22 июня по 23 сентября); мудрому солнцу-старику Сварогу (Световиту) — между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием (с 23 сентября по 22 декабря).
Сочинена в сентябре - декабре 1868, в Москве.
Посвящена М.А.Балакиреву. Впервые в симфоническом творчестве Чайковского уже в самом программном заглавии фигурирует идея фатума, столь важная для идейного содержания многих его крупных произведений зрелого периода. Позже, в Четвертой симфонии, вновь возникнет прямое обращение к образу роковой силы, тяготеющей над человеком, мешающей его стремлению к счастью.
Фантазия начинается вступлением, которое сразу же излагает в мощных унисонах тему "фатума". По-своему характерная тема, однако, не производит впечатления безжалостной, роковой силы, как это позже будет в Четвертой симфонии. Основной раздел поначалу типичен для мягкой лирики Чайковского, предвосхищая отчасти музыкальные образы его балетов. Кода отмечена мощным утверждением роковой темы.
Значительный контраст главной и побочной партий показывает, что жизнь человека, которую, видимо, Чайковский пытался отобразить, по его мнению, имеет и светлые стороны, радужные мечты и идеалы, чему противоречит безнадежное настроение стихов Батюшкова, в которых акцентировано воздействие неумолимого рока. В музыке роковое начало становится сквозным образом, и в этом отношении предвосхищение более поздних симфонических произведений с аналогичной тематикой очевидно.
Первое исполнение состоялось в Москве 15 февраля 1869 года под управлениемН.Г.Рубинштейна.
в целом "Фатум" производит странное впечатление, потому что мрачность начала, красивость Andante и карикатурный комизм Allegro никак не могут помириться и делают загадочной концепцию г.Чайковского".
Но лично мне, это произведение не нравится (