Музыкальный фольклор мордвы близок творчеству других народов финно-угорской группы. Он представлен как вокальной, так и инструментальной музыкой. Древнейшие жанры народно-песенного творчества – земледельческие и семейно-обрядовые песни. Характерной чертой мордовского музыкального искусства бесписьменной традиции является многоголосие. Эпические и лирические песни бытуют преимущественно в развитых формах 2-, 3-голосной бурдонной полифонии. Музыкальный фольклор мордвы близок творчеству других народов финно-угорской группы. Он представлен как вокальной, так и инструментальной музыкой. Древнейшие жанры народно-песенного творчества – земледельческие и семейно-обрядовые песни. Характерной чертой мордовского музыкального искусства бесписьменной традиции является многоголосие. Эпические и лирические песни бытуют преимущественно в развитых формах 2-, 3-голосной бурдонной полифонии. Огромный вклад в собирание, обработку мордовских народных песен внес основоположник мордовской профессиональной музыки Л. Кирюков – фольклорист, композитор, хоровой дирижер, педагог. Особый размах собирание, изучение и публикация традиционной мордовской народной музыки получили в последние десятилетия ХХ в. Работы Т. Одиноковой, Н. Бояркина, Л. Бояркиной. В 20-е гг. XX в. появились первые композиторские сочинения: опера Л. Воинова «Сказка о попе и работнике его Балде», сюита «Лесные сцены» для оркестра народных инструментов, Концерты для балалайки с оркестром, увертюра «1917 год» и др.; многочисленные обработки и аранжировки мордовских народных песен Л. Кирюкова, И. Тулупникова, П. Органова и др. В 50-70 гг. развернулось творчество мордовских композиторов Г.И. Сураева-Королева (среди его работ: обработки народных песен, «Фантазия» для фортепиано, Струнный квартет, фантастическая оратория «Последний суд» и др.), Г. Вдовина (опера «В шесть часов вечера после войны», музыка к драматическим спектаклям «У каждого своя болезнь», «Осенние звезды», симфонии, хоровые и инструментальные сочинения), Н. Кошелевой (балетная сюита «Алена Арзамасская», Концерт для кларнета с оркестром, песни, инструментальные пьесы), Н. Митина (одночастная Симфониетта, симфония «Рузаевка 1905 г.», кантата «Молодость страны», хоровые сочинения и др.). В 80-90-е гг. в мордовскую профессиональную музыку пришло молодое поколение композиторов – Г.Г. Сураев-Королев, Е. Кузина, С. Терханов, Д. Буянов.
Музыкальный фольклор мордвы близок творчеству других народов финно-угорской группы. Он представлен как вокальной, так и инструментальной музыкой. Древнейшие жанры народно-песенного творчества – земледельческие и семейно-обрядовые песни. Характерной чертой мордовского музыкального искусства бесписьменной традиции является многоголосие. Эпические и лирические песни бытуют преимущественно в развитых формах 2-, 3-голосной бурдонной полифонии.
Огромный вклад в собирание, обработку мордовских народных песен внес основоположник мордовской профессиональной музыки Л. Кирюков – фольклорист, композитор, хоровой дирижер, педагог. Особый размах собирание, изучение и публикация традиционной мордовской народной музыки получили в последние десятилетия ХХ в. Работы Т. Одиноковой, Н. Бояркина, Л. Бояркиной.
В 20-е гг. XX в. появились первые композиторские сочинения: опера Л. Воинова «Сказка о попе и работнике его Балде», сюита «Лесные сцены» для оркестра народных инструментов, Концерты для балалайки с оркестром, увертюра «1917 год» и др.; многочисленные обработки и аранжировки мордовских народных песен Л. Кирюкова, И. Тулупникова, П. Органова и др. В 50-70 гг. развернулось творчество мордовских композиторов Г.И. Сураева-Королева (среди его работ: обработки народных песен, «Фантазия» для фортепиано, Струнный квартет, фантастическая оратория «Последний суд» и др.), Г. Вдовина (опера «В шесть часов вечера после войны», музыка к драматическим спектаклям «У каждого своя болезнь», «Осенние звезды», симфонии, хоровые и инструментальные сочинения), Н. Кошелевой (балетная сюита «Алена Арзамасская», Концерт для кларнета с оркестром, песни, инструментальные пьесы), Н. Митина (одночастная Симфониетта, симфония «Рузаевка 1905 г.», кантата «Молодость страны», хоровые сочинения и др.).
В 80-90-е гг. в мордовскую профессиональную музыку пришло молодое поколение композиторов – Г.Г. Сураев-Королев, Е. Кузина, С. Терханов, Д. Буянов.