Детей в этой пьесе Чайковского обычно привлекает ее изобразительность, жизнерадостность. Перед тем как исполнить пьесу, рассказываю, что жаворонок поет очень высоко в небе. Он щебечет, порхает с места на место, то поднимаясь высоко-высоко, то опускаясь вниз. Показываю быстрое чередование соседних звуков — трель, которая напоминает щебетание птиц. Здесь можно использовать метод сравнения таким образом: сказать, что Чайковский сочинил две песни под одинаковым названием — «Песня жаворонка»: одну — для детей, другую — для взрослых (из «Времен года»). Играю начало «Песни жаворонка» из «Времен года» и спрашиваю, чем эта пьеса отличается от пьесы из «Детского альбома». Дети обычно охотно и довольно разносторонне высказываются. Например, они говорят: «Детская «Песня жаворонка» более веселая, а взрослая — более грустная, медленная. В детской — птичка щебечет, порхает, а во взрослой — жаворонок только поет и поет медленно и грустно». Дети делают предположения о том, почему жаворонок взрослых поет грустно: «Он уже старый, ему трудно летать» или «Он вернулся, а гнездо разорено» и т. д. «А Чайковский сочинил веселую песню для детей потому, что дети любят веселые песни, а не грустные». Часто они добавляют, что «Песня жаворонка» из «Детского альбома» нравится им больше, чем «взрослая». Необходимость сопоставить две песни побуждает ребят вникнуть, в доступной их возрасту мере, в особенности пьесы. При последующих повторениях я иногда предлагала детям найти «Песню жаворонка» среди других произведений, посвященных птицам: фортепианное вступление к «Жаворонку» М. Глинки, начало «Хора птиц» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Птички» Э. Грига и т. д. Это всё, учись хорошо!
Это всё, учись хорошо!