ближе к концу xviii века стала развиваться светская традиция музыкального образования. в 1830-е годы появились вокальные пособия музыкантов, в которых большое внимание обращалось на содержание музыки, что принципиально отличалось от господствующей до той поры итальянской школы поверхностной виртуозности. основоположником школы вокала по праву считается великий композитор м.и. глинка. в начале xix века зародилась и фортепианная педагогика. любительское музицирование на фортепиано культивировалось в дворянских семьях и светских салонах, что подготовило почву для профессионального исполнительства и педагогики. в это же время возникла традиция преподавания игры на музыкальном инструменте в немузыкальных учебных заведениях. например, «клавикордные классы» были открыты в московском и петербургском университетах, смольном институте.
музыкального образования в россии неразрывными узами соединена с именами братьев рубинштейнов – крупнейших музыкантов и общественных деятелей своего времени. по инициативе антона рубинштейна в 1859 году в петербурге было создано музыкальное общество, основной целью которого стало музыкальное просветительство.
следующим шагом в 1860 году явилось открытие в петербурге общедоступных музыкальных классов (опять же по инициативе а. рубинштейна). основной целью создания классов было привлечение любителей музыки к профессиональному образованию. несмотря на бесплатное здесь обучение, рубинштейну удалось собрать мощный педагогический состав, который и составил впоследствии преподавательский костяк первой консерватории, открывшейся в 1862 году в петербурге. занятия в консерватории велись по теории музыки и композиции, игре на фортепиано и оркестровых инструментах, вокалу. примеру старшего брата следовал и николай рубинштейн, только в москве. по его инициативе открылось московское отделение рмо, а затем и музыкальные классы, также явившиеся московской консерватории, которая открылась в 1866 году. одним из первых профессоров консерватории стал гениальный композитор п.и. чайковский. в консерватории принимались подростки, имеющие начальную музыкальную подготовку. здесь, кроме музыкальных дисциплин, они получали и общие гуманитарные знания. курс обучения был рассчитан на 9 лет: 5 лет младшего отделения и 4 – старшего (высшего). между ними необходимо было выдержать переходной экзамен, а в конце обучения – выпускной, при успешной сдаче которого выпускники получали звание «свободный художник».
на пиру молодой гусляр садко укоряет богатых новгородских купцов за то, что не хотят они покидать насиженных мест и поехать в далёкие моря и неведомые страны. садко не по нраву именитым купцам. «зелен нас учить, молод нас корить! ». с угрозами изгоняют они садко с пира.
садко уходит к ильмень-озеру. на берегу садится на белгорюч камень. играя на гусельках яровчатых, запевает грустную песню. на озере появляется стая белых лебедей и серых уток; неожиданно они превращаются в красных девиц. среди них - прекрасная волхова, дочь морского царя. очарованный красотой морской царевны, садко до утра поёт ей песни, рассказывает о своих думах. на рассвете волхова покидает садко, пообещав ему волшебный подарок - три рыбки - «золото перо». «закинешь сеть, поймаешь их, богат ты будешь и счастлив, объедешь синие моря, увидишь дальние края». в раздумье возвращается садко домой, где всю ночь напрасно ожидала его жена - любава буслаевна.
на пристани, у ильмень-озера, садко предлагает настоятелям новгородским биться об заклад: если сети вытащат из вод ильмень-озера три рыбки - «золото перо», настоятели отдадут ему все лавки с товарами; если же не окажется рыбок - купцы вольны снять голову с плеч садко.
купцы согласны. сеть закинута - и когда её вытаскивают, то садко вынимает из неё три рыбки - «золото перо». молодой гусляр великодушно оставляет купцам их лавки: он и без того стал богат - вся рыба в неводе превратилась на глазах изумлённой толпы в золотые слитки.
садко снаряжает на это золото корабли с товарами, собирает «дружину хоробрую» и отправляется в дальние странствия.
много лет плавал садко по морям-океанам. но вот его корабль остановлен среди моря какой-то враждебной силой. это морской царь требует выкупа. дружина бросает в море бочки с золотом, серебром и скатным жемчугом. но, несмотря на уплату богатой дани, «все корабли, что соколы плывут, а сокол-то корабль один на море стоит». догадывается садко, что морской царь требует иной дани - самого садко.
молодой гусляр спускается на дно морское. грозно встречает гостя морской царь. но стоило запеть садко - и царь смягчил свой гнев.
покорённый искусством садко, он решает женить его на младшей дочери - прекрасной волхове. всё подводное царство собирается на свадебный пир. после обряда величания начинается общее веселье. от бешеной пляски поднимается буря на море - тонут корабли, гибнут люди. в разгар пляски появляется старчище - могуч богатырь. он выбивает гусли из рук садко - и пляска сразу обрывается. старчище лишает царя морского власти над водной стихией, а садко и волхове приказывает подняться на землю.
заключительная картина - на берегу ильмень-озера. волхова поёт прощальную колыбельную песню над спящим садко и, рассеиваясь туманом, превращается в реку. очнувшись от волшебных чар, садко радостно любаву и новгородцев. все с изумлением и восторгом смотрят на новую широкую волхову-реку у стен своего города. торжественными возгласами толпы «морю синему слава! волхове-реке слава! » заканчивается опера.
ближе к концу xviii века стала развиваться светская традиция музыкального образования. в 1830-е годы появились вокальные пособия музыкантов, в которых большое внимание обращалось на содержание музыки, что принципиально отличалось от господствующей до той поры итальянской школы поверхностной виртуозности. основоположником школы вокала по праву считается великий композитор м.и. глинка. в начале xix века зародилась и фортепианная педагогика. любительское музицирование на фортепиано культивировалось в дворянских семьях и светских салонах, что подготовило почву для профессионального исполнительства и педагогики. в это же время возникла традиция преподавания игры на музыкальном инструменте в немузыкальных учебных заведениях. например, «клавикордные классы» были открыты в московском и петербургском университетах, смольном институте.
музыкального образования в россии неразрывными узами соединена с именами братьев рубинштейнов – крупнейших музыкантов и общественных деятелей своего времени. по инициативе антона рубинштейна в 1859 году в петербурге было создано музыкальное общество, основной целью которого стало музыкальное просветительство.
следующим шагом в 1860 году явилось открытие в петербурге общедоступных музыкальных классов (опять же по инициативе а. рубинштейна). основной целью создания классов было привлечение любителей музыки к профессиональному образованию. несмотря на бесплатное здесь обучение, рубинштейну удалось собрать мощный педагогический состав, который и составил впоследствии преподавательский костяк первой консерватории, открывшейся в 1862 году в петербурге. занятия в консерватории велись по теории музыки и композиции, игре на фортепиано и оркестровых инструментах, вокалу. примеру старшего брата следовал и николай рубинштейн, только в москве. по его инициативе открылось московское отделение рмо, а затем и музыкальные классы, также явившиеся московской консерватории, которая открылась в 1866 году. одним из первых профессоров консерватории стал гениальный композитор п.и. чайковский. в консерватории принимались подростки, имеющие начальную музыкальную подготовку. здесь, кроме музыкальных дисциплин, они получали и общие гуманитарные знания. курс обучения был рассчитан на 9 лет: 5 лет младшего отделения и 4 – старшего (высшего). между ними необходимо было выдержать переходной экзамен, а в конце обучения – выпускной, при успешной сдаче которого выпускники получали звание «свободный художник».
прости на 10 предложений не получилось
краткое содержание оперы
на пиру молодой гусляр садко укоряет богатых новгородских купцов за то, что не хотят они покидать насиженных мест и поехать в далёкие моря и неведомые страны. садко не по нраву именитым купцам. «зелен нас учить, молод нас корить! ». с угрозами изгоняют они садко с пира.
садко уходит к ильмень-озеру. на берегу садится на белгорюч камень. играя на гусельках яровчатых, запевает грустную песню. на озере появляется стая белых лебедей и серых уток; неожиданно они превращаются в красных девиц. среди них - прекрасная волхова, дочь морского царя. очарованный красотой морской царевны, садко до утра поёт ей песни, рассказывает о своих думах. на рассвете волхова покидает садко, пообещав ему волшебный подарок - три рыбки - «золото перо». «закинешь сеть, поймаешь их, богат ты будешь и счастлив, объедешь синие моря, увидишь дальние края». в раздумье возвращается садко домой, где всю ночь напрасно ожидала его жена - любава буслаевна.
на пристани, у ильмень-озера, садко предлагает настоятелям новгородским биться об заклад: если сети вытащат из вод ильмень-озера три рыбки - «золото перо», настоятели отдадут ему все лавки с товарами; если же не окажется рыбок - купцы вольны снять голову с плеч садко.
купцы согласны. сеть закинута - и когда её вытаскивают, то садко вынимает из неё три рыбки - «золото перо». молодой гусляр великодушно оставляет купцам их лавки: он и без того стал богат - вся рыба в неводе превратилась на глазах изумлённой толпы в золотые слитки.
садко снаряжает на это золото корабли с товарами, собирает «дружину хоробрую» и отправляется в дальние странствия.
много лет плавал садко по морям-океанам. но вот его корабль остановлен среди моря какой-то враждебной силой. это морской царь требует выкупа. дружина бросает в море бочки с золотом, серебром и скатным жемчугом. но, несмотря на уплату богатой дани, «все корабли, что соколы плывут, а сокол-то корабль один на море стоит». догадывается садко, что морской царь требует иной дани - самого садко.
молодой гусляр спускается на дно морское. грозно встречает гостя морской царь. но стоило запеть садко - и царь смягчил свой гнев.
покорённый искусством садко, он решает женить его на младшей дочери - прекрасной волхове. всё подводное царство собирается на свадебный пир. после обряда величания начинается общее веселье. от бешеной пляски поднимается буря на море - тонут корабли, гибнут люди. в разгар пляски появляется старчище - могуч богатырь. он выбивает гусли из рук садко - и пляска сразу обрывается. старчище лишает царя морского власти над водной стихией, а садко и волхове приказывает подняться на землю.
заключительная картина - на берегу ильмень-озера. волхова поёт прощальную колыбельную песню над спящим садко и, рассеиваясь туманом, превращается в реку. очнувшись от волшебных чар, садко радостно любаву и новгородцев. все с изумлением и восторгом смотрят на новую широкую волхову-реку у стен своего города. торжественными возгласами толпы «морю синему слава! волхове-реке слава! » заканчивается опера.