Одной из самых широко охватываемых тем в музыке, безусловно, является тема Родины. Многие композиторы при характерных мелодий и средств музыкальной выразительности изображают в своих произведениях родной край, находясь даже в другой стране. Как правило, такие произведения полны патриотизма и любви к своей стране.
В мире музыки образ родины изображается с разных сторон. Вспомним балет Б. Тищенко "Ярославна". Плач Ярославны в третьем действии не столько означает тоску княгини по своему мужу Игорю, сколько является музыкальным олицетворением отчизны, русской земли, глубоко скорбящей о разбитой дружине князя. Также примером тихой, подавленной скорби является шестая часть под названием "Мёртвое поле" из кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский", которую можно трактовать по-разному. С одной стороны, это женщины, ищущие среди груды тел своих погибших в Ледовом побоище женихов, братьев. С другой стороны, это символический образ, и ария звучит от лица Родины, оплакивающей своих сыновей. А вот музыка оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") наполнена величием и героизмом, особенно эпилог, представляющий собой торжество русского народа от победы над поляками. Хор "Славься" звучит всё громче и мощнее, показывая неподдельное ликование людей.
Музыкальные произведения могут создаваться под впечатлением от красоты родного края и желанием поделиться своими ощущениями с людьми. Так, образ Киева с его творческим наследием показан композитором В. Киктой в симфонии "Фрески Софии Киевской" для арфы с оркестром. Симфония была написана под впечатлением от фресок Софийского собора в Киеве и, хоть произведение было написано в 70-х гг XX века, оно точно передаёт дух древности. В. Кикта передал слушателю в своих мелодиях весь трепет, воодушевление и любовь к киевским фрескам, которые он чувствует сам и, несмотря на современное звучание, звуки Симфонии благодаря солирующему инструменту - арфе - переносят слушателей на много веков назад. Также многие композиторы внедряют в свои творения темы из русских народных песен. Например, в финале Симфонии №4 П.И. Чайковского использована тема русской народной хороводной песни "Во поле берёза стояла", а в симфоническом антракте оперы Н.А. Римского-Корсакова, одно из трёх чуд, а именно появление белки, сопровождается темой песни "Во саду ли, в огороде" в исполнении флейты-пикколо.
Тема Родины и родного края в музыке показана со многих сторон изображение своей отчизны при музыкальных звуков требует самой трепетной и усиленной работы. Каждый композитор по-своему раскрывает этот образ, но все подобные произведения объединяет одно: глубокая любовь к своей Родине, которая показана композиторами настолько ярко и искренне, что будет чувствоваться на протяжении многих столетий.
Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию). Среди сочинений 3 оратории («Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов на кресте»), 14 месс и другие духовные произведения[3]. Список произведений содержится в Каталоге Хобокена.
Одной из самых широко охватываемых тем в музыке, безусловно, является тема Родины. Многие композиторы при характерных мелодий и средств музыкальной выразительности изображают в своих произведениях родной край, находясь даже в другой стране. Как правило, такие произведения полны патриотизма и любви к своей стране.
В мире музыки образ родины изображается с разных сторон. Вспомним балет Б. Тищенко "Ярославна". Плач Ярославны в третьем действии не столько означает тоску княгини по своему мужу Игорю, сколько является музыкальным олицетворением отчизны, русской земли, глубоко скорбящей о разбитой дружине князя. Также примером тихой, подавленной скорби является шестая часть под названием "Мёртвое поле" из кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский", которую можно трактовать по-разному. С одной стороны, это женщины, ищущие среди груды тел своих погибших в Ледовом побоище женихов, братьев. С другой стороны, это символический образ, и ария звучит от лица Родины, оплакивающей своих сыновей. А вот музыка оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") наполнена величием и героизмом, особенно эпилог, представляющий собой торжество русского народа от победы над поляками. Хор "Славься" звучит всё громче и мощнее, показывая неподдельное ликование людей.
Музыкальные произведения могут создаваться под впечатлением от красоты родного края и желанием поделиться своими ощущениями с людьми. Так, образ Киева с его творческим наследием показан композитором В. Киктой в симфонии "Фрески Софии Киевской" для арфы с оркестром. Симфония была написана под впечатлением от фресок Софийского собора в Киеве и, хоть произведение было написано в 70-х гг XX века, оно точно передаёт дух древности. В. Кикта передал слушателю в своих мелодиях весь трепет, воодушевление и любовь к киевским фрескам, которые он чувствует сам и, несмотря на современное звучание, звуки Симфонии благодаря солирующему инструменту - арфе - переносят слушателей на много веков назад. Также многие композиторы внедряют в свои творения темы из русских народных песен. Например, в финале Симфонии №4 П.И. Чайковского использована тема русской народной хороводной песни "Во поле берёза стояла", а в симфоническом антракте оперы Н.А. Римского-Корсакова, одно из трёх чуд, а именно появление белки, сопровождается темой песни "Во саду ли, в огороде" в исполнении флейты-пикколо.
Тема Родины и родного края в музыке показана со многих сторон изображение своей отчизны при музыкальных звуков требует самой трепетной и усиленной работы. Каждый композитор по-своему раскрывает этот образ, но все подобные произведения объединяет одно: глубокая любовь к своей Родине, которая показана композиторами настолько ярко и искренне, что будет чувствоваться на протяжении многих столетий.