Сонатная форма — наиболее развитая из всех гомофонных форм. Она даёт возможность объединить самый разнообразный материал, иногда на очень большом временном пространстве. Отличие сонатной формы от всех других заключается в том, что развивающий раздел (разработка) является центральным по своему значению, в нем проявляется основная идея сонатной формы — конфликтность и динамика развития. Ни в какой другой форме развитие не имело определяющего, «идейного» значения. Сонатная форма стала наиболее полным выражением идей европейского классицизма. В ней имеет место конфликтное сопоставление двух образов (главная партия и побочная партия) , развитие конфликта в разработке и его результат в репризе и коде.Эта форма стала единственной, в которой драма была выражена чисто музыкальными средствами, без привлечения каких-либо иных (как, например, текста в опере).Нужно заметить, что сонатная форма чрезвычайно быстро достигла своих вершин (в позднем творчестве Гайдна, Моцарта, а впоследствии Бетховена). Этот процесс занял менее 50 лет. В творчестве Моцарта представлено огромное количество модификаций сонатной формы. Бетховен продолжил этот процесс и вывел его на новый уровень, дав толчок к последующему разрушению чистой сонатной формы и обогащению её за счёт других принципов формообразования (см. ниже) . Поэтому все, что будет сказано в целом о сонатной форме, относится в основном к творчеству Гайдна, Моцарта и Бетховена. Сонатная форма, при всей её сложности, обладает большой стройностью и устойчивостью.
развивающий раздел (разработка) является центральным по своему значению,
в нем проявляется основная идея сонатной формы — конфликтность и динамика развития. Ни в какой другой форме развитие не имело определяющего, «идейного» значения. Сонатная форма стала наиболее полным выражением идей европейского классицизма.
В ней имеет место конфликтное сопоставление двух образов (главная
партия и побочная партия) , развитие конфликта в разработке и его
результат в репризе и коде.Эта форма стала единственной, в которой драма была выражена чисто музыкальными средствами, без привлечения каких-либо иных (как, например, текста в опере).Нужно заметить, что сонатная форма чрезвычайно быстро достигла своих вершин (в позднем творчестве Гайдна, Моцарта, а впоследствии Бетховена).
Этот процесс занял менее 50 лет. В творчестве Моцарта представлено
огромное количество модификаций сонатной формы. Бетховен продолжил этот
процесс и вывел его на новый уровень, дав толчок к последующему
разрушению чистой сонатной формы и обогащению её за счёт других
принципов формообразования (см. ниже) . Поэтому все, что будет сказано в
целом о сонатной форме, относится в основном к творчеству Гайдна, Моцарта и Бетховена. Сонатная форма, при всей её сложности, обладает большой стройностью и
устойчивостью.