ОЧЕНЬ НАДО 1.Какую роль сыграл Гершвин в истории американской музыки? 2.Перечислить выдающиеся произведения Гершвина. 3.Какой новый стиль создал Гершвин и на какой основе? 4.Значение оперы «Порги и Бесс» для американской музыки. 5.Основной конфликт оперы. 6.Главный принцип сценической драматургии оперы. 7.Какие образы олицетворяют собой две стороны конфликта оперы? 8.Какую роль в опере играет хор? 9.Какие национальные музыкальные интонации использует Гершвин в опере? 10. Каккой инструмент Гершвин ввел в оркестр впервые в истории музыки и почему? Послушать вступление к опере. дать эмоциональную характеристику (подобрать эпитеты)
В области оперы в особенности значительны достижения Моцарта и Бетховена (Гайдн уделял опере меньшее внимание). Новые оперные формы складывались в творчестве Моцарта с большой постепенностью, на основе усвоения опыта предшественников (итал. опера-сериа и опера-буффа, в особенности поздненеаполитанские её разновидности, нем. зингшпиль, "реформаторские" оперы Глюка). Три значительнейшие оперы Моцарта - "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" и "Волшебная флейта" - заложили основы разл. типов классич. оперы - реалистич. комедии, характеризующейся острым философско-психологич. конфликтом, комедии-драмы ("Dramma giocosa", как назвал "Дон Жуана" сам Моцарт) и поэтичной нар. муз. сказки. Оперы эти отличают глубокий реализм, тонкая индивид. обрисовка персонажей, выступающих в сложных взаимоотношениях, подлинная муз. драматургия, пронизывающая всё действие, органич. соединение различных, казалось бы противостоящих друг другу начал - серьёзного, возвышенного и весёлого, комического. Хотя первые две из этих опер были написаны на итал. либретто, они были обращены к австр. и нем. слушателю и составили важнейшие этапы развития нем. нац. оперы. Бетховен в своём "Фиделио" создал своеобразный тип возвышенной революционно-героич. оперы, обобщив и переосмыслив опыт Глюка и "оперы времён Великой франц. революции.