О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре). Они величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражении. Русские композиторы, художники, поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины.
Музыкальные произведения, посвященных теме защитников Родины:
С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»
С.С. Прокофьев опера “Война и мир”.
Д.Д. Шостакович “Симфония №7”.
А.П. Бородин “Князь Игорь”, Богатырская симфония”.
М.И. Глинка опера “Иван Сусанин”.
С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.
В опере «Иван Сусанин» рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с полководцами Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для Родины, Отечества.
“Отечественная-героично-трагическая опера” – так сам композитор определил жанр своего сочинения, сквозной идеей которого является любовь к Отечеству.
Драматургия оперы основана на конфликте двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки. В опере трудный период в жизни русского народа – война с поляками.
Задание:
1) Написать краткий конспект текста.
2) Написать краткое содержание оперы «Иван Сусанин» по действиям (что происходило в каждом действии, какие произведения звучали).
Мужской костюм
Нижней одеждой в Древнем Китае были штаны («ку») и рубаха. Штаны прятали под длинной одеждой, так как показывать их считалось неприличным. Они были широкими, с очень низким шагом, висели сзади мешком, подпоясывались кушаком. Шили их из пеньковых и шелковых тканей, позднее — из хлопчатобумажных. Носили китайцы штаны-ноговицы: отдельные штанины, которые прикреплялись к поясу при тесемок. Назывались они «таоку» — «чехол на штаны». От холода китайцев стеганые штаны на вате и надетые сверху ноговицы на вате.
Верхней наплечной одеждой («и») были распашные двубортные или однобортные халаты и кофты. Верхняя одежда запахивалась на правую сторону и завязывалась. Считалось, что на левую сторону запахиваются только варвары. Рукава были широкими (средняя ширина рукава составляла 240 сантиметров). Во время работы рукава подвязывались специальной лентой, которая перекрещивалась на груди.
Зимой китайцы носили сразу несколько халатов или одежду с подкладкой — «дзяпао», а иногда надевали стеганое на вате платье — «мяньпао». В северном Китае от холода защищали шубы («цю») из козьего, собачьего или обезьяньего меха. Шубы для знати шились из меха соболя или лисы, а поверх них надевали еще шелковые расшитые халаты. Больше всего ценились шубы из каракуля.
Нижнюю часть туловища древние китайцы обертывали куском ткани — эта верхняя поясная одежда называлась «шан». Шан закреплялся на талии поясом — матерчатым («ню») или кожаным («гэдай»), а сбоку или сзади к нему прикрепляли «шоу» — цветные шнуры с нефритовыми украшениями, связанные в сетку. В древние времена пояс был важнейшим атрибутом костюма. К нему подвешивали строго определенные предметы: нож, огниво, кольцо для стрельбы из лука, иглу для распутывания памятных узлов шоу. Позже эти предметы превратились в украшения, к которым добавлялись декоративные нефритовые подвески — «пэйюй».
Костюм из верхней плечевой одежды («и») и верхней поясной одежды («шан») назывался «ишан». Спереди на ишан надевался красный, богато украшенный фартук, необходимый для жертвоприношений.
Форма, цвет, орнамент древнего китайского костюма были символичны. Верхняя его часть («и»), красно-черная, считалась мужской (символ Отца-Неба), нижняя («шан»), желтая, — женской (символ Матери-Земли).
Позднее структура одежды упростилась, и на смену платью пришел однотонный халат. Император носил халат желтого цвета, что символизировало его власть над землей.
Символический смысл имели также декоративные изображения на повседневной одежде китайцев. Мужские кофты и халаты часто украшались иероглифами «долголетие». Нередко такой иероглиф окаймляли кольцом из пяти летучих мышей: слова «летучая мышь» и «счастье» в китайском языке звучат одинаково.
Женский костюм
Женщины в Китае, как и мужчины, носили длинные рубахи и широкие штаны, скрывавшиеся под верхней одеждой. Верхний костюм «ишан» был также подобен мужскому.
Только в эпоху Тан китаянки переоделись в кофты и юбки, похожие на европейские. На бедрах этих юбок были треугольные вырезы, через которые была видна ткань кофты.
Женские наряды отличались от мужских, главным образом, исключительной красотой вышитых цветных узоров. Обычно эти узоры заключались в декоративные круги — «туань». Все изображения в «туанях» были глубоко символичны. Цветы сливы и нарцисса олицетворяли зиму, пиона — весну, лотоса — лето и солнце, хризантемы — осень. Распространенным было изображение бабочки — символа семейного счастья. Супружеское счастье олицетворяла пара уточек-мандаринок. Наконец, «туани» могли быть сюжетными: в них вышивали девушек и юношей, стариков и младенцев, изящные павильоны, сценки, иллюстрирующие знаменитые литературные произведения
Эдит Джованна Гассьон родилась 19 декабря 1915 года в парижском пригороде Бельвиль. По известной легенде, будущая звезда французской музыки появилась на свет холодной декабрьской ночью прямо на грязной улочке. Ее мать — несостоявшаяся актриса Анит Мойяр — завернула новорожденную дочь в плащ прибежавшего на крики полицейского и назвала Эдит. Отец малышки — Луи Гассьон, уличный акробат — сразу после ее рождения ушел на фронт. Только через два года он узнал, что жена его бросила, а девочку отдала на воспитание своим родителям.
Условия, в которых жила Эдит, были ужасающими, и Луи отвез дочь в Нормандию, к своей матери. Там выяснилось, что девочка совершенно слепа. Бабушка Луиза не жалела денег на лечение, но ничего не Врачи были бессильны. Когда надежд не осталось, маленькую Эдит повезли в городок Лизье к святой Терезе, где собираются тысячи паломников со всей Франции. Поездку назначили на 19 августа 1921 года, и уже через пять дней Эдит чудесным образом прозрела.
Детство малышки Пиаф было далеко не сладким. В восемь лет отец забрал ее в Париж, где они вместе работали на площадях — он показывал акробатические трюки, а дочь пела. В 17 лет Эдит решается попытать счастье самостоятельно. Она поет на парижских улочках, пока на тротуаре улицы Трайон ее не замечает Луи Лепле, директор знаменитого кабаре "Жернис". Именно он привел уличную певицу на профессиональную сцену в 1935 году и придумал ей псевдоним Пиаф — "воробышек". За неотёсанной грубостью форм и внешней невзрачностью Лепле сумел увидеть незаурядный талант. Первые выступления малышки Пиаф проходят с колоссальным успехом. Но уже через год случилось несчастье — Луи Лепле погибает, и она оказывается в числе подозреваемых. Пиаф оказалось вновь на самом дне — это выступления в дешевых забегаловках и мизерные гонорары, которых едва хватало на оплату маленькой комнатушки и скудное питание.
Вскоре Пиаф знакомится с поэтом Раймоном Ассо, который окончательно определил дальнейший жизненный путь певицы. Именно ему во многом принадлежит заслуга появления на свет великой Эдит Пиаф.