Весна священная» – этапное, рубежное произведение, своей стилистической дерзостью оказавшее огромное влияние на всю последующую мировую музыкальную культуру. Казелла назвал балет «библией музыки ХХ века», а Ярустовский – «сосудом с настоем новых соков».
Замысел «Весны священной» возник у Стравинского в пору окончания «Жар-птицы». Воображению композитора представилась старуха-ведунья из языческих времен и обряд, который заканчивался принесением жертвы Весне. Этот замысел зрел, укреплялся и рос в сотрудничестве с Н. Рерихом, живописный дар которого в те годы воспевал язычество, «праславянство», «скифство» (увлечение, характерное для русского предреволюционного искусства, – Блока, Городецкого, Прокофьева).Первую часть («Поцелуй земли») открывает Вступление – весенняя пастораль. Далее идут хороводы и игры, чередующие образы девически застенчивые и по-мужски удалые (№ 25). Каждой образной сфере — девической, мужской, старцев — свойственны свои тематические формулы, типы фактурного движения, оркестровки. Эта часть заканчивается появлением Старейшего-Мудрейшего (№ 6) и сценой «Выплясывание земли» (№ 7).
Вторая часть («Великая жертва») переводит действие в план таинства. На смену хороводам приходит обряд. В нем первенство принадлежит старцам, весь род подчиняется их действиям. Они выбирают и приносят в жертву избранницу. Балет заканчивается «Великой священной пляской».
Драматургия балета эпическая – серия картин развивается по принципу контраста и объединяется общностью звуковых элементов.
Музыка «Весны священной» строится в драматургическом плане как два crescendo и имеет две кульминации – в конце первой части и в финале всего произведения. Сцены балета объединены общностью попевок, относящихся к весеннему календарному циклу. «Прорастая» из одного номера партитуры в другой, попевки создают все предпосылки для подлинно симфонического развития. Таким образом, «Весна священная» с большим основанием может рассматриваться скорее как своеобразная симфония, чем сюита. Напряженности музыкальных конструкций Стравинский достигает разными гетерофоническими сплетениями линий фактуры (Вступление), применением «расширенных» тоник («Весенние гадания»), полиладовыми и политональными наслоениями («Тайные игры девушек», «Игра умыкания», «Игры двух городов»). А главное, он развивает исходное тематическое образование средствами, сохраняющими и усиливающими эту динамическую неустойчивость, — в основном приемами вариантными, часто используя принцип осМузыкальный язык
В «Весне священной» два фактора музыкального мышления являются ведущими. Первый – это обращение спопевками: они сведены к простейшим, архаическим контурам – по сути, попевочным формулам. Второй фактор – ритм, необычайно действенный, подвижный, динамичный.
Тематизм «Весны священной» опирается на зазывные кличи веснянок, трихорды колядок, отдельные интонации свадебных песен. Стравинского интересуют не столько индивидуальные отличия попевок, сколько их типизация, сведение их к некоему формульному архетипу. Такой подход уже намечался в творчестве русских классиков. Стравинский идет еще дальше, а главное – превращает этот прием в творческий принцип. Однако формульность не приводит к омертвению попевок. Напротив, они расцветают и оживают в интонационной среде «Весны священной». Так, попевка вступления буквально прорастает из начального интонационного зерна, ее звенья ритмически растягиваются, сжимаются, переставляются, образуют неожиданные гетерофонические звуковые сплетения, политональные сочетания.
Ритм в «Весне священной» из фактора, обычно подчиненного, превращается в фактор первостепенный, определяющий – рисует ли Стравинский пробуждение земли, или плетет хороводы, или придает ритму заклинательную функцию в «Выплясывании земли» и особенно в Великой священной пляске. Ритм опрокидывает «барьер» тактовой черты, дышит в свободно чередующихся размерах, образует сложную полиметрическую вязь.тинатности.
"Евгений Онегин" - опера Петра Ильича Чайковского на сюжет одноименного романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина. Взять именно это произведение в качестве основы оперы Чайковскому посоветовала оперная певица Елизавета Лавровская. Композитор поначалу скептически отнесся к этой идее, но вскоре ей загорелся. С либретто Чайковскому поэт Константин Шиловский. Либреттистам пришлось столкнуться с серьезной для написания оперного либретто проблемой: сюжет пушкинского "Евгения Онегина" с трудом ложился на музыку. Однако Чайковского настолько воодушевила идея поставить спектакль по "Онегину" и передать в нем дух великого поэта и писателя, что работа над оперой не останавливалась, и вскоре она была завершена.
В опере "Евгений Онегин" семь картин, которые почти в точности повторяют сюжет романа в стихах. К Ольге Лариной приезжает ее жених-помещик Владимир Ленский в компании со своим товарищем Евгением Онегиным. Отныне мысли Татьяны Лариной, сестры Ольги, заняты одним лишь Евгением. Она решает признаться ему в любви и пишет письмо, но встречается со сдержанным отказом молодого дворянина. На именинах Татьяны Евгений заигрывает с ее сестрой Ольгой, на что получает негодование со стороны Ленского. Между мужчинами происходит дуэль, из которой Онегин выходит победителем, а Ленский умирает. Евгений пускается в долгие странствия и вскоре вновь оказывается в доме Лариных. Там он встречает Татьяну и сразу же в нее влюбляется. Но Татьяна - уже замужняя женщина, поэтому она отказывает Евгению, несмотря на то, что все еще его любит.
Премьера оперы состоялась в 1879 году в Москве. Оркестром в тот день управлял великий дирижер и виртуоз Николай Рубинштейн. Опера была воспринята общественностью крайне положительно. Чайковскому с удивительной точностью удалось показать персонажей такими, какие они предстают в романе Пушкина. Опера "Евгений Онегин" является синтезом талантов двух гениев и занимает почетное место в мировом оперном искусстве.
Весна священная» – этапное, рубежное произведение, своей стилистической дерзостью оказавшее огромное влияние на всю последующую мировую музыкальную культуру. Казелла назвал балет «библией музыки ХХ века», а Ярустовский – «сосудом с настоем новых соков».
Замысел «Весны священной» возник у Стравинского в пору окончания «Жар-птицы». Воображению композитора представилась старуха-ведунья из языческих времен и обряд, который заканчивался принесением жертвы Весне. Этот замысел зрел, укреплялся и рос в сотрудничестве с Н. Рерихом, живописный дар которого в те годы воспевал язычество, «праславянство», «скифство» (увлечение, характерное для русского предреволюционного искусства, – Блока, Городецкого, Прокофьева).Первую часть («Поцелуй земли») открывает Вступление – весенняя пастораль. Далее идут хороводы и игры, чередующие образы девически застенчивые и по-мужски удалые (№ 25). Каждой образной сфере — девической, мужской, старцев — свойственны свои тематические формулы, типы фактурного движения, оркестровки. Эта часть заканчивается появлением Старейшего-Мудрейшего (№ 6) и сценой «Выплясывание земли» (№ 7).
Вторая часть («Великая жертва») переводит действие в план таинства. На смену хороводам приходит обряд. В нем первенство принадлежит старцам, весь род подчиняется их действиям. Они выбирают и приносят в жертву избранницу. Балет заканчивается «Великой священной пляской».
Драматургия балета эпическая – серия картин развивается по принципу контраста и объединяется общностью звуковых элементов.
Музыка «Весны священной» строится в драматургическом плане как два crescendo и имеет две кульминации – в конце первой части и в финале всего произведения. Сцены балета объединены общностью попевок, относящихся к весеннему календарному циклу. «Прорастая» из одного номера партитуры в другой, попевки создают все предпосылки для подлинно симфонического развития. Таким образом, «Весна священная» с большим основанием может рассматриваться скорее как своеобразная симфония, чем сюита. Напряженности музыкальных конструкций Стравинский достигает разными гетерофоническими сплетениями линий фактуры (Вступление), применением «расширенных» тоник («Весенние гадания»), полиладовыми и политональными наслоениями («Тайные игры девушек», «Игра умыкания», «Игры двух городов»). А главное, он развивает исходное тематическое образование средствами, сохраняющими и усиливающими эту динамическую неустойчивость, — в основном приемами вариантными, часто используя принцип осМузыкальный язык
В «Весне священной» два фактора музыкального мышления являются ведущими. Первый – это обращение спопевками: они сведены к простейшим, архаическим контурам – по сути, попевочным формулам. Второй фактор – ритм, необычайно действенный, подвижный, динамичный.
Тематизм «Весны священной» опирается на зазывные кличи веснянок, трихорды колядок, отдельные интонации свадебных песен. Стравинского интересуют не столько индивидуальные отличия попевок, сколько их типизация, сведение их к некоему формульному архетипу. Такой подход уже намечался в творчестве русских классиков. Стравинский идет еще дальше, а главное – превращает этот прием в творческий принцип. Однако формульность не приводит к омертвению попевок. Напротив, они расцветают и оживают в интонационной среде «Весны священной». Так, попевка вступления буквально прорастает из начального интонационного зерна, ее звенья ритмически растягиваются, сжимаются, переставляются, образуют неожиданные гетерофонические звуковые сплетения, политональные сочетания.
Ритм в «Весне священной» из фактора, обычно подчиненного, превращается в фактор первостепенный, определяющий – рисует ли Стравинский пробуждение земли, или плетет хороводы, или придает ритму заклинательную функцию в «Выплясывании земли» и особенно в Великой священной пляске. Ритм опрокидывает «барьер» тактовой черты, дышит в свободно чередующихся размерах, образует сложную полиметрическую вязь.тинатности.
"Евгений Онегин" - опера Петра Ильича Чайковского на сюжет одноименного романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина. Взять именно это произведение в качестве основы оперы Чайковскому посоветовала оперная певица Елизавета Лавровская. Композитор поначалу скептически отнесся к этой идее, но вскоре ей загорелся. С либретто Чайковскому поэт Константин Шиловский. Либреттистам пришлось столкнуться с серьезной для написания оперного либретто проблемой: сюжет пушкинского "Евгения Онегина" с трудом ложился на музыку. Однако Чайковского настолько воодушевила идея поставить спектакль по "Онегину" и передать в нем дух великого поэта и писателя, что работа над оперой не останавливалась, и вскоре она была завершена.
В опере "Евгений Онегин" семь картин, которые почти в точности повторяют сюжет романа в стихах. К Ольге Лариной приезжает ее жених-помещик Владимир Ленский в компании со своим товарищем Евгением Онегиным. Отныне мысли Татьяны Лариной, сестры Ольги, заняты одним лишь Евгением. Она решает признаться ему в любви и пишет письмо, но встречается со сдержанным отказом молодого дворянина. На именинах Татьяны Евгений заигрывает с ее сестрой Ольгой, на что получает негодование со стороны Ленского. Между мужчинами происходит дуэль, из которой Онегин выходит победителем, а Ленский умирает. Евгений пускается в долгие странствия и вскоре вновь оказывается в доме Лариных. Там он встречает Татьяну и сразу же в нее влюбляется. Но Татьяна - уже замужняя женщина, поэтому она отказывает Евгению, несмотря на то, что все еще его любит.
Премьера оперы состоялась в 1879 году в Москве. Оркестром в тот день управлял великий дирижер и виртуоз Николай Рубинштейн. Опера была воспринята общественностью крайне положительно. Чайковскому с удивительной точностью удалось показать персонажей такими, какие они предстают в романе Пушкина. Опера "Евгений Онегин" является синтезом талантов двух гениев и занимает почетное место в мировом оперном искусстве.