Жанр русского романса сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах звучат цыганские темы. В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс и др.
«Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. Вертинский, В. Панина, А. Вяльцева, Н. Плевицкая. Позднее традиции романса продолжали Пётр Лещенко и Алла Баянова, в СССР — Изабелла Юрьева, Тамара Церетели и Вадим Козин.
В советское время, особенно с конца 1930-х годов, романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е годы.
ВО ВСТУПЛЕНИИ ЗАЛОЖЕНЫ ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕМЫ, ОНО НАСТРАИВАЕТ СЛУШАТЕЛЕЙ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ СПЕКТАКЛЬ, ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ЗРИТЕЛЕЙ О ХАРАКТЕРЕ ПРЕДСТОЯЩЕГОДЕЙСТВИЯ И ОПОВЕЩАЕТ О СОДЕРЖАНИИ СПЕКТАКЛЯ.КОДА - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ, В НЕЙ ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ И УТВЕРЖДАНТСЯ ОСНОВНОЙ ИТОГ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
2. ДЛЯ ГЛАВНОЙ И ПОБОЧНОЙ ПАРТИЙ БОЛЬШЕ ПОДХОДИТ КОНТРАСТ
3.КОНЕЦ 2 ЧАСТИ - ИМЕННО ТАМ ПРОИСХОДИТ КАЗНЬ ЭГМОНТА.
4.СХОДСТВО УВЕРТЮРЫ - ФАНТАЗИИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО "РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА" И УВЕРТЮРЫ Л. БЕТХОВЕНА "ЭГМОНТ":
1. ТА И ДРУГАЯ - УВЕРТЮРЫ
2. ТА И ДРУГАЯ НАПИСАНЫ В ФОРМЕ СОНАТНОГО АЛЛЕГРО
3. В ТОЙ И ДРУГОЙ МЕЖДУ ГЛАВНОЙ И ПОБОЧНОЙ ПАРТИЯМИ - НЕПРИМИРИМЫЙ КОНФЛИКТ( В "РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЕ" -ТЕМА ВРАЖДЫ И ТЕМА ЛЮБВИ; В "ЭГМОНТЕ" - ТЕМА ИСПАНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА И ТЕМА СТРАДАНИЯ НАРОДА
4 ФИНАЛ ТАМ И ТАМ -ОПТИМИСТИЧЕН ( У ЧАЙКОВСКОГО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТЕМОЙ ЛЮБВИ , У БЕТХОВЕНА -ТОРЖЕСТВО ПОБЕДЫ
РАЗЛИЧИЕ:
1.ВО ВСТУПЛЕНИИ У "ЭГМОНТА" - СРАЗУ ПОКАЗАНЫ ДВЕ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИЕ СИЛЫ, У ЧАЙКОВСКОГО ВО ВСТУПЛЕНИИ - ОБРАЗ МОНАХА ЛОРЕНЦО, И ЛИШЬ В НАЧАЛЕ ЗКСПОЗИЦИИ ДАНЫ ТЕМА ВРАЖДЫ И ТЕМА ЛЮБВИ
2 В "ЭГМОНТЕ" - 3 ЧАСТИ И НЕТ КОДЫ, "В "РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЕ - ИТОГ ПРДСТАВАЛЕН В КОДЕ.
3 У БЕТХОВЕНА - ПРОСТО УВЕРТЮРА, У ЧАЙ КОВСКОГО УВЕРТЮРА - ФАНТАЗИЯ.
«Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. Вертинский, В. Панина, А. Вяльцева, Н. Плевицкая. Позднее традиции романса продолжали Пётр Лещенко и Алла Баянова, в СССР — Изабелла Юрьева, Тамара Церетели и Вадим Козин.
В советское время, особенно с конца 1930-х годов, романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е годы.
ВО ВСТУПЛЕНИИ ЗАЛОЖЕНЫ ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕМЫ, ОНО НАСТРАИВАЕТ СЛУШАТЕЛЕЙ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ СПЕКТАКЛЬ, ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ЗРИТЕЛЕЙ О ХАРАКТЕРЕ ПРЕДСТОЯЩЕГОДЕЙСТВИЯ И ОПОВЕЩАЕТ О СОДЕРЖАНИИ СПЕКТАКЛЯ.КОДА - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ, В НЕЙ ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ И УТВЕРЖДАНТСЯ ОСНОВНОЙ ИТОГ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
2. ДЛЯ ГЛАВНОЙ И ПОБОЧНОЙ ПАРТИЙ БОЛЬШЕ ПОДХОДИТ КОНТРАСТ
3.КОНЕЦ 2 ЧАСТИ - ИМЕННО ТАМ ПРОИСХОДИТ КАЗНЬ ЭГМОНТА.
4.СХОДСТВО УВЕРТЮРЫ - ФАНТАЗИИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО "РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА" И УВЕРТЮРЫ Л. БЕТХОВЕНА "ЭГМОНТ":
1. ТА И ДРУГАЯ - УВЕРТЮРЫ
2. ТА И ДРУГАЯ НАПИСАНЫ В ФОРМЕ СОНАТНОГО АЛЛЕГРО
3. В ТОЙ И ДРУГОЙ МЕЖДУ ГЛАВНОЙ И ПОБОЧНОЙ ПАРТИЯМИ - НЕПРИМИРИМЫЙ КОНФЛИКТ( В "РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЕ" -ТЕМА ВРАЖДЫ И ТЕМА ЛЮБВИ; В "ЭГМОНТЕ" - ТЕМА ИСПАНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА И ТЕМА СТРАДАНИЯ НАРОДА
4 ФИНАЛ ТАМ И ТАМ -ОПТИМИСТИЧЕН ( У ЧАЙКОВСКОГО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТЕМОЙ ЛЮБВИ , У БЕТХОВЕНА -ТОРЖЕСТВО ПОБЕДЫ
РАЗЛИЧИЕ:
1.ВО ВСТУПЛЕНИИ У "ЭГМОНТА" - СРАЗУ ПОКАЗАНЫ ДВЕ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИЕ СИЛЫ, У ЧАЙКОВСКОГО ВО ВСТУПЛЕНИИ - ОБРАЗ МОНАХА ЛОРЕНЦО, И ЛИШЬ В НАЧАЛЕ ЗКСПОЗИЦИИ ДАНЫ ТЕМА ВРАЖДЫ И ТЕМА ЛЮБВИ
2 В "ЭГМОНТЕ" - 3 ЧАСТИ И НЕТ КОДЫ, "В "РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЕ - ИТОГ ПРДСТАВАЛЕН В КОДЕ.
3 У БЕТХОВЕНА - ПРОСТО УВЕРТЮРА, У ЧАЙ КОВСКОГО УВЕРТЮРА - ФАНТАЗИЯ.