Русский композитор, один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства.
Детство в атмосфере русской помещичьей усадьбы.
Первые музыкальные знания Мусоргский получил от матери (научился играть на фортепиано).
О себе композитор М. П. Мусоргский писал, что он «сын старинной русской семьи». В те годы дворяне отдавали сыновей в юнкерские и гвардейские школы. В такую школу определили и тринадцатилетнего Модеста. Однажды в школе был организован концерт. Воспитанники с восхищением слушали, как блестяще импровизировал на рояле новичок. А еще через некоторое время он удивил товарищей другим сюрпризом, принеся в школу тонкую тетрадь только что изданных нот. Это произведение — польку «Подпрапорщик» — тринадцатилетний автор посвятил «товарищам по юнкерской школе». Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров Мусоргский закончил успешно.
Началась служба. И, наверное, она продолжалась бы долго, если бы не встреча с композитором А. С. Даргомыжским. В его доме Мусоргский впервые услышал произведения М. И. Глинки и почувствовал, что хочет учиться, работать и посвятить себя искусству. Вскоре он познакомился с замечательным музыкантом М. А. Балакиревым и другими будущими членами «Могучей кучки» — творческого содружества передовых русских композиторов — А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Ц. А. Кюи. Эти знакомства сыграли решающую роль в дальнейшей судьбе Мусоргского. Теперь уже главным в его жизни становится музыка. И он решает оставить блестяще начатую военную службу. Упорный труд, самообразование становятся его жизнью. Быстро растет талант композитора.
Затем учился в школе гвардейцев в Петербурге, добившись значительных успехов. В это же время брал уроки игры на фортепиано у известного педагога А. Герке.
В1858 г. Мусоргский уходит в отставку, невзирая на уговоры родных и друзей.
С этого времени Мусоргский целиком посвящает себя музыке, работая без остановки.
Трудная жизнь, постоянное безденежье подорвали и без того расстроенное здоровье композитора. Он умер сорока двух лет, не успев закончить многие начатые произведения. Но то, что он создал, ставит его в ряды величайших композиторов мира. Друзья, высоко ценившие талант Мусоргского, собрали его незаконченные материалы, обработали, кое-что дописали, оркестровали.
Последние годы жизни Мусоргский тяжело болел и после концертной поездки с певицей Д. Леоновой (летом1879 г.) уже ничего не писал. Умер в 1881 году.
Русский композитор, один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства.
Детство в атмосфере русской помещичьей усадьбы.
Первые музыкальные знания Мусоргский получил от матери (научился играть на фортепиано).
О себе композитор М. П. Мусоргский писал, что он «сын старинной русской семьи». В те годы дворяне отдавали сыновей в юнкерские и гвардейские школы. В такую школу определили и тринадцатилетнего Модеста. Однажды в школе был организован концерт. Воспитанники с восхищением слушали, как блестяще импровизировал на рояле новичок. А еще через некоторое время он удивил товарищей другим сюрпризом, принеся в школу тонкую тетрадь только что изданных нот. Это произведение — польку «Подпрапорщик» — тринадцатилетний автор посвятил «товарищам по юнкерской школе». Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров Мусоргский закончил успешно.
Началась служба. И, наверное, она продолжалась бы долго, если бы не встреча с композитором А. С. Даргомыжским. В его доме Мусоргский впервые услышал произведения М. И. Глинки и почувствовал, что хочет учиться, работать и посвятить себя искусству. Вскоре он познакомился с замечательным музыкантом М. А. Балакиревым и другими будущими членами «Могучей кучки» — творческого содружества передовых русских композиторов — А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Ц. А. Кюи. Эти знакомства сыграли решающую роль в дальнейшей судьбе Мусоргского. Теперь уже главным в его жизни становится музыка. И он решает оставить блестяще начатую военную службу. Упорный труд, самообразование становятся его жизнью. Быстро растет талант композитора.
Затем учился в школе гвардейцев в Петербурге, добившись значительных успехов. В это же время брал уроки игры на фортепиано у известного педагога А. Герке.
В1858 г. Мусоргский уходит в отставку, невзирая на уговоры родных и друзей.
С этого времени Мусоргский целиком посвящает себя музыке, работая без остановки.
Трудная жизнь, постоянное безденежье подорвали и без того расстроенное здоровье композитора. Он умер сорока двух лет, не успев закончить многие начатые произведения. Но то, что он создал, ставит его в ряды величайших композиторов мира. Друзья, высоко ценившие талант Мусоргского, собрали его незаконченные материалы, обработали, кое-что дописали, оркестровали.
Последние годы жизни Мусоргский тяжело болел и после концертной поездки с певицей Д. Леоновой (летом1879 г.) уже ничего не писал. Умер в 1881 году.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.