Слитным соединением образуются лады "Раст" (тетрахорды структуры 1-1-1/2 тонов), "Шур" (1-1/2-1 тонов), "Сетях" (1/2-1-1 тонов), "Чаргях" (1/2-11/2-1/2 тонов), раздельным, или смежным, - лад "Шуштер" (1/2-1-1 тонов), соединением через промежуточный тон - лады "Баяти-шираз" (1-1-1/2, тонов) и "Хумаюн" (1/2-11/2-1/2 тонов). Каждый из ладов имеет тонику (майе); как правило, в квартовых ладах тоникой является IV ступень звукоряда.
Помимо осн. ладов, находят применение и побочные - "Сарандж", "Шахназ", "Баяти кюрд", "Хиджаз" и др. Они образуются при соединения неодинаковых по структуре звукорядов.
У. Гаджибеков: "По характеру своему раст вызывает чувство бодрости, шур - веселого лирического настроения, сегях - чувство любви, шюштер - чувство глубокой печали, чаргях - чувство возбуждения и страстности, баяти-шираз - чувство грусти, хумаюн - глубокой, или по сравнению с шюштер более глубокой печали". Самыми распространёнными в нар. музыке ладами являются "Сегях" и "Шур".
Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году в Зальцбурге. Сын и ученик Леопольда Моцарта - видного скрипача-педагога и композитора. С 6 лет Вольфганг начал выступать в концертах. Выступал с исключительным успехом как пианист, скрипач, дирижёр и композитор. С 1781 года жил постоянно в Вене, умер в 1791 году в бедности. Написал около 20 опер, из них самые известные - "Дон Жуан", "Свадьба Фигаро", "Волшебная флейта". Создал около 50 симфоний, концерты для фортепиано и для скрипки с оркестром, трио, квартеты, квинтеты, кантаты и мессы для хора с оркестром и солистами, фортепианные сонаты. Его "Реквием" для хора, солистов и оркестра (1791) - одно из величайших произведений мировой музыкальной классики.
Помимо осн. ладов, находят применение и побочные - "Сарандж", "Шахназ", "Баяти кюрд", "Хиджаз" и др. Они образуются при соединения неодинаковых по структуре звукорядов.
У. Гаджибеков: "По характеру своему раст вызывает чувство бодрости, шур - веселого лирического настроения, сегях - чувство любви, шюштер - чувство глубокой печали, чаргях - чувство возбуждения и страстности, баяти-шираз - чувство грусти, хумаюн - глубокой, или по сравнению с шюштер более глубокой печали". Самыми распространёнными в нар. музыке ладами являются "Сегях" и "Шур".