Композитора Йозефа Гайдна не случайно называют отцом симфонии. Именно благодаря гению творца этот жанр приобрел классическое совершенство и стал основой, на которой вырос симфонизм от Людвига ван Бетховена.Помимо прочего Гайдн первым создал законченные образцы и других ведущих жанров эпохи классицизма — струнного квартета и клавирной сонаты. Он также первым написал светские оратории на немецком языке. Позже эти композиции встали в один ряд с крупнейшими достижениями эпохи барокко — английскими ораториями Георга Фридриха Генделя и немецкими кантатами Иоганна Себастьяна Баха.
Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийской деревне Рорау, граничащей с Венгрией. Отец композитора не имел никакого музыкального образования, но в юношеские годы самостоятельно освоил игру на арфе. Неравнодушной к музыке была и мать Франца. С раннего детства родители обнаружили у сына выдающиеся вокальные данные и отменный слух. Уже в пятилетнем возрасте Йозеф звонко подпевал отцу, затем в совершенстве освоил игру на скрипке, после чего пришел в церковный хор исполнять мессы.
В 1761 году Гайдн становится вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний (всего 104). Он становится известным не только у себя на родине, но и в Англии, Франции, России. В 1781 году Гайдн знакомится с Моцартом, который становится его близким другом. В 1792 году знакомится с молодым Бетховеном и берёт его в ученики. По приезду в Вену Гайдн пишет две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». Свои последние годы Гайдн проводит в Вене. Скончался композитор в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года в Вене.
За всю жизнь Гайдн написал: 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 2 оратории, 14 месс и 24 оперы
Принято считать, что день рождения Йозефа Гайдна 31 марта. Но, в его свидетельстве была указана другая дата - 1 апреля. Если верить дневникам композитора, то такое незначительное изменение было сделано для того, чтобы не отмечать свой праздник в "день дурака". Портрет Гайдна можно найти на немецкой и советской почтовых марках, выпущенных в 1959 к 150-ти летию смерти композитора, и на австрийской монете в 5 евро.
Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийской деревне Рорау, граничащей с Венгрией. Отец композитора не имел никакого музыкального образования, но в юношеские годы самостоятельно освоил игру на арфе. Неравнодушной к музыке была и мать Франца. С раннего детства родители обнаружили у сына выдающиеся вокальные данные и отменный слух. Уже в пятилетнем возрасте Йозеф звонко подпевал отцу, затем в совершенстве освоил игру на скрипке, после чего пришел в церковный хор исполнять мессы.
В 1761 году Гайдн становится вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний (всего 104). Он становится известным не только у себя на родине, но и в Англии, Франции, России. В 1781 году Гайдн знакомится с Моцартом, который становится его близким другом. В 1792 году знакомится с молодым Бетховеном и берёт его в ученики. По приезду в Вену Гайдн пишет две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». Свои последние годы Гайдн проводит в Вене. Скончался композитор в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года в Вене.
За всю жизнь Гайдн написал: 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 2 оратории, 14 месс и 24 оперы
Принято считать, что день рождения Йозефа Гайдна 31 марта. Но, в его свидетельстве была указана другая дата - 1 апреля. Если верить дневникам композитора, то такое незначительное изменение было сделано для того, чтобы не отмечать свой праздник в "день дурака".
Портрет Гайдна можно найти на немецкой и советской почтовых марках, выпущенных в 1959 к 150-ти летию смерти композитора, и на австрийской монете в 5 евро.
именно шуберту жанр песни вошел в
классическую музыку и получил свою форму.
жанр, ранее считавшийся незначительным,
композитор возвел в степень художественного
совершенства.
шуберт отличался особым пристрастием к .
его серенады легки и изящны.
наиболее популярной стала "вечерняя серенада",
написанная на слова людвига рельштаба
(в переводе н. п. огарева.)
песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной.
в рощу легкою стопою ты приди, друг мой.
при луне шумят уныло листья в поздний час.
и ни кто, о друг мой милый, не услышит
романтический пейзаж гармонирует с настроением человека.
в шубертовской "вечерней серенаде" нерасторжимы
нега ночи и тепло души, чистота воздуха и искренность
любовного восторга.
тихие мерные гармонические созвучия фортепиано
певучую, полную чувства мелодию.
воздушный звуковой фон резонирует призывной песне и,
подобно эху, имитирует мелодические концовки.
плавно льется мелодия, создавая светлое,
мечтательное настроение.
представьте себе: теплая ночь, светит луна, тишина.
в доме светит окно, где живет девушка.
и вдруг раздается нежное звучание гитары - это пришел
юноша к окну своей возлюбленной.
чувство, не находящее приюта, мука,
переходящая в
уверенная проза графики и чувственные поэтические
акварельные
мелодия, волнующая душу уже почти два столетия и
современная форма.
в "серенаде" шуберта перемены минора и
одноимённого мажора (d-moll–d-dur),
по существу имеют музыкально-психологическую
мотивировку (что в контексте произведения
можно сравнить с сердечным волнением,
переменами настроений – страстной тоски и
сладкой надежды).
художественного содержания
на психологической тонкости художественного
мира человека есть одна из черт романтической
музыкальной эстетики.