Один из самых примечательных персонажей казахской истории – кюйши Кетбуга. Знаменитый Кетбуга был современником Чингисхана и прославился как мужественный батыр, мудрый бий и выдающийся кюйши. В антологию вошел «Кюй Кетбуги» как историческое произведение той эпохи.
Самый крупный представитель восточноказахстанской домбровой традиции – кюйши Байжигит, который внес выдающийся вклад в развитие инструментальной музыки и расцвет кюев-шертпе. Живший во времена хана Абылая, Байжигит по народным преданиям сочинил около 300 кюев, за что был прозван «демоном кюев». До нашего времени кюи Байжигита донес домбрист Жунисбай, а сегодня их лучшим исполнителем является его внук Таласбек Асемкулов, активно пропагандирующий творчество великого кюйши.
Весьма разнообразны по тематике кюи Бейсенби Доненбайулы, основавшего в окрестностях Алтайско-Тарбагатайского и Илийского округов Синьцзянского края свою школу.
Еще один выходец из Тарбагатайского края – Кайракбай Шалекен-улы – замечателен тем, что был не только кюйши-домбристом, но и кюйши-сыбызгистом. Также часть восточной домбровой традиции представляет Илийский округ Синьцзянского края, где жил и творил его видный представитель Ашим Дуншиулы. Большинство кюев Ашима, которого за мастерство исполнения прозвали «Золотые пальцы», дошли до нас благодаря замечательному домбристу Камалу Макайулы.
Дейсвущие лица борис годунов (баритон или бас)феодор, сын бориса (меццо-сопрано)ксения , дочь бориса (сопрано)мамка ксении (меццо-сопрано или контральто)князь василий шуйский(тенор)андрей щелкалов, думный дьяк (баритон)пимен, летописец-отшельник (бас)самозванец (тенор)марина мнишек, дочь сандомирского воеводы (меццо-сопрано)рангони, тайный иезуит (баритон)варлаам, бродячий монах (бас)мисаил, бродячий монах (тенор)хозяйка корчмы (меццо-сопрано)юродивый (тенор)микитич, пристав (бас)митюха, крестьянин (баритон)боярин хрущов (тенор)иезуит лавицкий (бас)иезуит черниковский (бас)опера модеста мусаркского в четырёх действиях спрологом (в семи, во второй редакции восьми картинах). либретто композитора по мотивам одноимённой трагедия а. с. пушкинаа . первая редакция завершена в 1869 , первая постановка в 1874. главный герой сам борис годунов и его самозванец.образ царя бориса годунова — истинно, трагический образ. умный, дальновидный, искренне желающий добра народу, царь борис ненавистен народу, как носитель самодержавной власти, притесняющей и угнетающей народ, и как преступник, незаконно завладевший престолом. драма царя бориса показана в развитии: первое появление во второй картине пролога уже показывает сложность и внутреннюю противоречивость образа. небольшой монолог бориса «скорбит душа» раскрывает и мрачные предчувствия, охватившие его сердце, и светлые надежды на счастливое царствование. помещенный в центре картины, между двумя торжественными хорами, монолог бориса дает экспозицию трагического образа царя. обращает внимание превосходная естественная декламация — основа всей характеристики образа бориса годунова. патетическая мелодия, отражающая взволнованную речь, выражает все многочисленные перемены настроения, душевного состояния паря бориса. «скорбит душа» типичен для характеристики бориса годунова, в нем намечены основные принципы музыкального развития его образа. наиболее многогранную характеристику образ бориса получает во втором акте (сцена в тереме) . эта сцена имеет сложное музыкально-драматическое построение с двумя кульминациями (два монолога бориса) . к первой кульминации подводит сцена царя с детьми, где борис показан с привлекательной стороны. лейтмотив его любви к дочери исполнен проникновенного светлого чувства, нежного и чистого лиризма; в нем композитор раскрывает не только любовь отца, но и страдание. после разговора с царевичем начинается монолог бориса «достиг я высшей власти» . этот монолог в окончательной редакции оперы довольно существенно отличается от первоначальной редакции. вторая редакция монолога показывает бориса полнее и многостороннее и как политического деятеля, от нелюбви народа, и как человека, изнемогающего от укоров совести. обе эти стороны тесно сплетены: в своем неудачном правлении борис видит возмездие небес за совершенное преступление. в монологе мусоргский сочетает принцип декламационного речитатива с ариоз-ным принципом, чему усиливается цельность и внутреннее единство образа и становится ярче общий величественно-трагический характер всей музыкальной характеристики бориса.
Объяснение:
Один из самых примечательных персонажей казахской истории – кюйши Кетбуга. Знаменитый Кетбуга был современником Чингисхана и прославился как мужественный батыр, мудрый бий и выдающийся кюйши. В антологию вошел «Кюй Кетбуги» как историческое произведение той эпохи.
Самый крупный представитель восточноказахстанской домбровой традиции – кюйши Байжигит, который внес выдающийся вклад в развитие инструментальной музыки и расцвет кюев-шертпе. Живший во времена хана Абылая, Байжигит по народным преданиям сочинил около 300 кюев, за что был прозван «демоном кюев». До нашего времени кюи Байжигита донес домбрист Жунисбай, а сегодня их лучшим исполнителем является его внук Таласбек Асемкулов, активно пропагандирующий творчество великого кюйши.
Весьма разнообразны по тематике кюи Бейсенби Доненбайулы, основавшего в окрестностях Алтайско-Тарбагатайского и Илийского округов Синьцзянского края свою школу.
Еще один выходец из Тарбагатайского края – Кайракбай Шалекен-улы – замечателен тем, что был не только кюйши-домбристом, но и кюйши-сыбызгистом. Также часть восточной домбровой традиции представляет Илийский округ Синьцзянского края, где жил и творил его видный представитель Ашим Дуншиулы. Большинство кюев Ашима, которого за мастерство исполнения прозвали «Золотые пальцы», дошли до нас благодаря замечательному домбристу Камалу Макайулы.
Надеюсь