Слово «оркестр» намного старше того понятия, которое в него вкладывается в последние века. В древней Греции глагол «орхео» означал - «танцую», а орхестрой греки называли полукруглую площадку театра, на которой, совершая ритмичные движения, пел свои партии хор, непременный участник каждой трагедии и комедии. Шли годы, погибла великая античная цивилизация, но слово осталось жить. Через десятки веков в Европе оркестром стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже - сам ансамбль музыкальных инструментов и исполнителей на них. Симфонический оркестр сравнительно молод - ему не исполнилось еще и четырехсот лет - срок ничтожный по сравнению с десятками веков существования музыкальной культуры.
Совместная игра на различных музыкальных инструментах была распространена во все эпохи. Со времен глубокой древности литература и изобразительные искусства, исторические хроники и мемуары сохранили для нас немало интереснейших сведений о музыкальных ансамблях старины. Музыкальные ансамбли древности порой достигали колоссальных размеров, порой были миниатюрны. Придворные ансамбли в древнем Египте включали певцов, музыкантов-инструменталистов, а в некоторых случаях и танцоров. Иногда в них бывало до 500 участников. Знаменитый еврейский историк, писавший по-гречески, Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» рассказал об одном из пышных культовых празднеств Палестины в I веке до нашей эры. По его словам, в нем принимали участие 200 000 певцов, 200 000 трубачей, 40 000 арфистов и 40 000 исполнителей на систрах (систр - древний средиземноморский инструмент типа погремушки). Но не все ансамбли, разумеется, обладали такими гиперболическими размерами. Греческий историк Полибий описал комический случай, происшедший в III веке до нашей эры с тринадцатью греческими флейтистами, приехавшими в Рим показать свое искусство. Не искушенные в такого рода музицировании римляне вскоре соскучились, и, чтобы развлечься, заставили изысканных музыкантов подраться между собой. Миниатюры средневековья донесли до нас изображения небольших групп бродячих музыкантов. В эпоху Ренессанса во Флоренции и Венеции инструментальная музыка звучала везде и всюду: на праздниках и в будни, в богатых виллах, в садах и на городских улицах, днем и ночью. Однако эти музыкальные коллективы нельзя назвать подлинными симфоническими оркестрами. Исполнение ими инструментальной музыки, как правило, носило прикладной характер: под нее танцевали, шествовали, хоронили, пировали, воевали, веселились. Такие ансамбли не отличались ни устойчивым составом инструментов, ни четким разделением на группы. Оркестр в современном смысле слова возник лишь тогда, когда инструментальная музыка перестала быть только непременным участником религиозных церемоний и веселых пиров, когда композиторы начали писать инструментальные произведения, предназначенные не к случаю, а для специального исполнения перед публикой. Это связано с зарождением светской инструментальной музыки, с появлением новых музыкальных жанров: оперы, балета и оратории, а позже симфонии, увертюры и концерта. Таким рубежом, с которого мы можем начинать историю оркестра, был конец XVI века. История оркестра складывалась из многих элементов. Силы, движущие ее, лежат и в самом музыкальном искусстве, и вместе с тем в общественных и исторических условиях каждой эпохи. История оркестра - это прежде всего развитие самой музыкальной мысли, музыкального языка. Ведь оркестровые тембры наряду с мелодией, гармонией, ритмом -одно из средств для выражения идей и настроений композитора. Каждый композитор имеет свою манеру говорить языком оркестра, свой оркестровый стиль, подсказанный содержанием его творчества. Выражение музыкальной мысли средствами оркестра у французского композитора Ж. Люлли не было похоже на манеру оркестрового письма Л.Бетховена, жившего в Вене на 150 лет позже. П.Чайковский писал для оркестра иначе, чем его современник Р.Вагнер. Различно мыслят оркестрово художники наших дней: Г.Свиридов, Д.Шостакович, Р.Щедрин и другие. Сама музыка, ее содержание и замысел, всегда диктует выбор того или иного оркестрового изложения, тех или иных тембров или состава оркестра. С другой стороны, развитие музыкальных инструментов - появление новых и усовершенствование старых - в свою очередь двигало вперед музыкальную мысль. Судьба симфонического оркестра сложилась бы иначе, если бы в XVI веке не была создана скрипка. В пору, когда в оркестре еще безраздельно господствовали старинные виолы и лютни, инструментальные мастера Италии, Франции и Тироля создали новый музыкальный инструмент. Его красивый, сочный тон, его виртуозные возможности не замедлили обратить на себя внимание музыкантов. Скрипка вошла в оркестр, постепенно вытеснила виолу и в значительной мере определила весь дальнейший оркестровый стиль. А в XIX веке столь же решительное влияние на развитие оркестра оказало усовершенствование духовых инструментов: валторн и труб, флейт и кларнетов.
Музыка это удивительное произведение искусства создаваемая человеком. Она завораживает, очаровывает, наполняет положительными эмоциями. Музыка неотъемлемая часть жизни общества, без которой бы было очень скучно.Музыка—это отражение внутреннего мира человека, но не только его, а еще целого поколения. В зависимости от того как развивалось и менялось общество, менялась музыка. Она постепенно эволюционировала, так от спокойных и медленных мелодий произошел переход к более динамичным и быстрым. В наше время все изменяется очень быстро, поэтому такие изменения меняют и музыку, все ускоряя и ускоряя ее.
Симфонический оркестр сравнительно молод - ему не исполнилось еще и четырехсот лет - срок ничтожный по сравнению с десятками веков существования музыкальной культуры.
Совместная игра на различных музыкальных инструментах была распространена во все эпохи. Со времен глубокой древности литература и изобразительные искусства, исторические хроники и мемуары сохранили для нас немало интереснейших сведений о музыкальных ансамблях старины. Музыкальные ансамбли древности порой достигали
колоссальных размеров, порой были миниатюрны. Придворные ансамбли в древнем Египте включали певцов, музыкантов-инструменталистов, а в некоторых случаях и танцоров. Иногда в них бывало до 500 участников.
Знаменитый еврейский историк, писавший по-гречески, Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» рассказал об одном из пышных культовых празднеств Палестины в I веке до нашей эры. По его словам, в нем принимали участие 200 000 певцов, 200 000 трубачей, 40 000 арфистов и 40 000 исполнителей на систрах (систр - древний средиземноморский инструмент типа погремушки). Но не все ансамбли, разумеется, обладали такими гиперболическими размерами. Греческий историк Полибий описал комический случай, происшедший в III веке до нашей эры с тринадцатью греческими флейтистами, приехавшими в Рим показать свое искусство. Не искушенные в такого рода музицировании римляне вскоре соскучились, и, чтобы развлечься, заставили изысканных музыкантов подраться между собой.
Миниатюры средневековья донесли до нас изображения небольших групп бродячих музыкантов. В эпоху Ренессанса во Флоренции и Венеции инструментальная музыка звучала везде и всюду: на праздниках и в будни, в богатых виллах, в садах и на городских улицах, днем и ночью.
Однако эти музыкальные коллективы нельзя назвать подлинными симфоническими оркестрами. Исполнение ими инструментальной музыки, как правило, носило прикладной характер: под нее танцевали, шествовали, хоронили, пировали, воевали, веселились. Такие ансамбли не отличались ни устойчивым составом инструментов, ни четким разделением на группы.
Оркестр в современном смысле слова возник лишь тогда, когда инструментальная музыка перестала быть только непременным участником религиозных церемоний и веселых пиров, когда композиторы начали писать инструментальные произведения, предназначенные не к случаю, а для специального исполнения перед публикой. Это связано с зарождением светской инструментальной музыки, с появлением новых музыкальных жанров: оперы, балета и оратории, а позже симфонии, увертюры и концерта. Таким рубежом, с которого мы можем начинать историю оркестра, был конец XVI века.
История оркестра складывалась из многих элементов. Силы, движущие ее, лежат и в самом музыкальном искусстве, и вместе с тем в общественных и исторических условиях каждой эпохи. История оркестра - это прежде всего развитие самой музыкальной мысли, музыкального языка. Ведь оркестровые тембры наряду с мелодией, гармонией, ритмом -одно из средств для выражения идей и настроений композитора.
Каждый композитор имеет свою манеру говорить языком оркестра, свой оркестровый стиль, подсказанный содержанием его творчества. Выражение музыкальной мысли средствами оркестра у французского композитора Ж. Люлли не было похоже на манеру оркестрового письма Л.Бетховена, жившего в Вене на 150 лет позже. П.Чайковский писал для оркестра иначе, чем его современник Р.Вагнер. Различно мыслят оркестрово художники наших дней: Г.Свиридов, Д.Шостакович, Р.Щедрин и другие. Сама музыка, ее содержание и замысел, всегда диктует выбор того или иного оркестрового изложения, тех или иных тембров или состава оркестра. С другой стороны, развитие музыкальных инструментов - появление новых и усовершенствование старых - в свою очередь двигало вперед музыкальную мысль.
Судьба симфонического оркестра сложилась бы иначе, если бы в XVI веке не была создана скрипка. В пору, когда в оркестре еще безраздельно господствовали старинные виолы и лютни, инструментальные мастера Италии, Франции и Тироля создали новый музыкальный инструмент. Его красивый, сочный тон, его виртуозные возможности не замедлили обратить на себя внимание музыкантов. Скрипка вошла в оркестр, постепенно вытеснила виолу и в значительной мере определила весь дальнейший оркестровый стиль. А в XIX веке столь же решительное влияние на развитие оркестра оказало усовершенствование духовых инструментов: валторн и труб, флейт и кларнетов.