Модест Петрович Мусоргский 1. Кто сказал о М.П.Мусоргском: «…он воссоздал в музыке весь океан русских людей, жизни, характеров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности».__Стасов
2. Кого Мусоргский называл «великим учителем музыкальной правды»?
3. Дата и место рождения М.П.Мусоргского
4. С какого возраста М.П.Мусоргский начал заниматься музыкой?
5. Кто был первым учителем музыки Мусоргского?
6. Кто такой Джон Фильд?
7. Сколько лет было Модесту, когда его отвезли в Петербург?
8. В каком учебном заведении в Петербурге учился Мусоргский
9. В каком году Мусоргский познакомился с Даргомыжским и Балакиревым?
10. Что такое «Могучая кучка»
11. Как называлась первая опера Мусоргского (неоконченная)
12. Какие произведения Мусоргский написал в 1867 г.
13. Какие две оперы Мусоргский написал в 1868 г.? Какова их судьба?
14. В каком году состоялась премьера оперы Мусоргского «Борис Годунов»? Сколько редакций она имела?
15.. В каком году Мусоргский начал писать оперу «Хованщина»? Кому она посвящена и почему?
16. Какие произведения Мусоргский писал в 1872 г.?
17. Как называется комическая опера Мусоргского на сюжет повести Гоголя?
18.. Кто такой Гартман и как его имя связано с именем Мусоргского?
19. Кто автор стихов циклов «Без солнца» и «Песни и пляски смерти»?
20. Кто завершил оперу «Хованщина»?
21. Кто такой А.Герке? Какова его роль в жизни Мусоргского?
22 Как называлось первое изданное произведение Мусоргского?
23. С кем дружил Мусоргский в последние годы своей жизни?
Примеры:литургия,молебен,месса,реквием, кантаты.Есть авторские произведения Бетховена,Баха,Шопена.
Светская музыка-это камерная музыка,опирающаяся на культуру и традицию стран.
Примеры:фортепианные песни без слов ,пьесы, каприсы , вальсы, ноктюрны, прелюдии, ,романсы любых авторов и исполнителей.
Главное отличие:духовная музыка выражает религиозные чувства человека,а светская-настроения и любые человеческие чувства,кроме религиозных.
Древесные угли чуть-чуть искрились.
Но мысли о зиме, о всей зиме,
каким-то странным образом роились.
Какой печалью нужно обладать,
чтоб вместо парка, что за три квартала,
пейзаж неясный долго вспоминать,
но знать, что больше нет его; не стало.
Да, понимать, что все пришло к концу
тому назад едва ль не за два века, —
но мыслями блуждать в ночном лесу
и все не слышать стука дровосека.
Стоят стволы, стоят кусты в ночи.
Вдали холмы лежат во тьме угрюмо.
Луна горит, как весь огонь в печи,
и жжет стволы. Но только нет в ней шума.