Наверное, все слышали песню "Маяк" группы Сплин, слова для которой взяты у Владимира Маякоского, "Лиличка!" - стих был посвящен Лиле Брик. У Кукрыниксов есть песня "Есенин" (Пой же, пой на проклятой гитаре...) на стихи, собственно, Сергея Есенина. У группы Монгол Шуудан тоже есть песня на стихи Есенина, к сожалению, точно не помню название, но по первым словам, думаю вы поймете, что за песня: "Да, теперь решено без возрата, Я покинул родные края, Уж не будут листвою крылатой Надо мною звенеть тополя. Низкий дом мой давно ссутулился, Старый пёс мой давно издох, На московских изогнутых улицах Помереть, знать, судил мне Бог."
Оратория - крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы. Нередко оратория напоминает оперу, так как в оратории используются оперные средства выразительности и такие оперные формы, как ария, речитатив, вокальный ансамбль, хор, оркестровая интерлюдия, однако в оратории исключено сценическое оформление и сценическое действие. В оратории обычно преобладает хоровое, а не сольное вокальное начало, что является одним из основных различий между ораторией и оперой. Считается, что жанр оратории возник ок. 1550, когда Филиппо Нери, выдающийся итальянский церковный деятель (позже канонизированный), начал проводить в Риме особые молитвенные собрания в оратории (молельне) капеллы Сан-Джироламо делла Карита; после чтения Писания верующие пели духовные гимны, исполнялись мистерии. Крупнейшие итальянские композиторы того времени сотрудничали с Нери и писали музыку для его собраний. Это начинание получило признание и распространилось по другим областям Италии. Связанные поначалу только с латинскими текстами, оратории вскоре стали использовать и живой язык (oratorio volgare). Одна из первых дошедших до нас ораторий — Представление о душе и теле (1600) Эмилио Кавальери (ок. 1550-1602). Первым выдающимся мастером этого жанра стал Джакомо Кариссими (1605-1674), автор знаменитых ораторий Иевфай и Суд Соломона. Проникновение жанра оратории в музыку лютеранской церкви породило обширную литературу начиная с ранних кантат Генриха Шютца (1585-1672), которые имели обозначение «в стиле оратории»; ораториальные сочинения Шютца на тексты рождественской, страстной и пасхальной служб непосредственно повлияли на монументальные церковные вокально-инструментальные циклы И.С.Баха (1685-1750). Часто различия между кантатой и ораторией стираются, как, например, в кантате Баха № 11, которая носит авторское название Оратория на Вознесение. Одно из главных мест в истории духовной оратории занимают пассионы («страсти»), музыкально-драматические произведения на евангельские тексты. Внецерковный вид традиционной оратории достиг наивысшего развития в творчестве Г.Ф.Генделя (1685-1759); его Мессия, Израиль в Египте, Саул, Иуда Маккавей, Соломон и Семела — это вершины мировой музыки. Оратории Генделя послужили толчком к настоящему возрождению хорового искусства в Англии; вслед за ними были созданы такие выдающиеся образцы жанра, как Сотворение мира и Времена года Й.Гайдна, Св. Павел и Илия Ф.Мендельсона. К жанру оратории обращались Р.Шуман (Рай и Пери; Фауст), Ф.Лист (Христос), Г.Берлиоз (Детство Христа; Осуждение Фауста), Э.Элгар (Сон Геронтия), И.Ф.Стравинский (Царь Эдип), А.Онеггер (Царь Давид).