Рахманинов писал романсы на протяжении всей жизни. На стихи Фета, Тютчева, Пушкина, Бунина, Бальмонта, Кольцова, Жуковского и других. Они искренние по характеру, доверительные. Отражают драматизм и смятение времени. Сергей Васильевич очень чутко относится к поэтическому тексту. Фортепианная партия отличается богатством и разнообразием фактуры, иногда несет на себе главную нагрузку. "Не пой, красавица, при мне" на стихи Пушкина. Восточный романс. Рахманинов трактует это стихотворение по-новому. Музыка передаёт лирическое переживание, настроение глубокой печали, сожаления об утраченном. Очень выразительно построение романса с узорчатой, плавно нисходящей мелодией, напоминающий восточный напев. Вокализ Это яркий пример рахманиновской лирической мелодики. Необычайно широкое по своей протяженности, плавно развивающаяся мелодия, звучат на одном дыхании. Возникает впечатление непрерывной текучести. Насыщенность фортепианной партии элементами полифонии большей выразительности. Мелодия настольно выразительна, что композитор отказался от текста.
"Не пой, красавица, при мне" на стихи Пушкина.
Восточный романс. Рахманинов трактует это стихотворение по-новому. Музыка передаёт лирическое переживание, настроение глубокой печали, сожаления об утраченном. Очень выразительно построение романса с узорчатой, плавно нисходящей мелодией, напоминающий восточный напев.
Вокализ
Это яркий пример рахманиновской лирической мелодики. Необычайно широкое по своей протяженности, плавно развивающаяся мелодия, звучат на одном дыхании. Возникает впечатление непрерывной текучести. Насыщенность фортепианной партии элементами полифонии большей выразительности. Мелодия настольно выразительна, что композитор отказался от текста.