1. Название произведения (смысл зафиксирован не в самом названии, ознакомиться со всеми куплетами). 2. Автор музыки и текста (связь с эпохой , в которую жил и творил композитор). Факты биографии, годы жизни композитора и автора текста. 3. Переложение, обработка, аранжировка. 4. Тип и вид хора ( однородный/смешанный; женский/мужской). 5. Количество голосов в хоре. 6. С сопровождением ли произведение или a cappella? 7. Диапазон каждой партии и всего хора целиком( самая низкая и самая высокая нота в КАЖДОМ ГОЛОСЕ)! Как движутся голоса( плавно, скачки: указать конкретный такт и в каком голосе). 8. Тональный план (отклонения, модуляции если есть,смотреть на проходящие знаки). 9. Размер и его смена на протяжении всего произведения. 10. Темп и его изменения . 11. Ритмические особенности( какие длительности преобладают в большей степени, какие в меньшей, синкопы, украшения, пунктир, движении мелодии вверх или вниз, стоячие ноты,и тп). 12. Динамические оттенки. 13. Звуковедение ( легато, стаккато, маркато, нон легато). 14. Наиболее трудные места для исполнения( скачки голосов, диссонирующие интервалы, высокие ноты возможно, наличие проходящих знаков,и т.п) 15. Для чего , зачем, почему, композитор использует данные характеристики с пункта 8 по 14? Как они влияют на образ и создают его в целом ?
Песенный репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого ученика, но в то же время, он не только повышает музыкальную культуру детей, но и в значительной мере их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к музыке своего народа, повышает ответственность перед коллективом и товарищами.Несомненно, песенный репертуар должен тщательно отбираться и классифицироваться, особенно в первое время на уроках музыки в школе. Поэтому выполнение этого требования возможно только через разнообразный и высокохудожественный репертуар, в котором сочетается различный характер произведений, в том числе: игровые, лирические и шуточные, медленные и быстрые. Это могут быть сочинения советских авторов, русская и зарубежная классика, народное творчество и старинная музыка.Одним из главных критериев репертуара в вопросе формирования певческой деятельности детей младшего школьного возраста является психофизиологические возможности детей младшего школьного возраста. Соблюдение его обеспечивает развитие учеников, создает фундамент для постепенного укрепления голоса, накопления устойчивых навыков и умений.Проводя отбор репертуара для детей младшего школьного возраста, учитель музыки должен обращать внимание на соответствие идейно-художественного содержания произведений голосовым возможностям, проверять диапазон голоса ребенка, определять нагрузку, которая падает на дыхательный аппарат и, конечно, технические возможности детей с теми, которые предъявляются данным сочинением.Следует не только учитывать интересы младших школьников, но и направлять их. Как показывают исследования, в настоящее время школьники в возрасте 7–10 лет информированы значительно шире, чем их сверстники 10–15 лет назад. Их интересы в наши дни во многом определяются научно-техническим прогрессом. Однако с природой сегодняшние городские дети соприкасаются значительно меньше. А ведь именно природа воспитывает в человеке такие необходимые черты характера, как нежность, ласковость, доброта, милосердие, мечтательность. Вот почему так важно не забывать об этом при подборе репертуара и обязательно включать в него произведения, воспевающие природу.Серьезное и глубокое воздействие репертуара на воспитание и образование детей младшего школьного возраста возможно лишь в том случае, если он будет осваиваться активно и сознательно. Каждое занятие должно проходить на эмоциональном подъеме. Созданию такой обстановки в значительной мере наличие в репертуаре трех групп сочинений.Одна группа должна полностью соответствовать исполнительским возможностям детей младшего школьного возраста, другая – опережать эти возможности и третья – быть легче достигнутого уровня. Соблюдение этого принципа активизирует хоровые занятия и сознательно усваивать песенный материал на уроке.В начале уроков дети работают с большим вниманием и самоотдачей. Именно в это время и следует разучивать наиболее сложные сочинения или добиваться усвоения самых важных вокально-хоровых навыков, работать над трудными в интонационном отношении фрагментами и т. д. В конце урока можно разучивать самые легкие произведения или исполнять уже хорошо освоенные сочинения. Эти навыки постепенно и систематически накапливаются в коллективе также благодаря четко продуманному репертуару.Немаловажным значением, мы считаем, имеет и количественная сторона песенного репертуара. В этом вопросе недобор так же плох, как и перебор песен. Слишком большой репертуар не дает возможности осуществлять целенаправленную работу. Репертуар, основываясь на вышеизложенных принципах (единство воспитания и обучения, единство процесса овладения знаниями, единство овладения навыками и умениями), в полной мере активной творческой деятельности детей младшего школьного возраста. В этом и проявляется стержневое значение песенного репертуара.Основное условие успешной работы в любом коллективе – сочетание дисциплины на уроке с непринужденной творческой атмосферой. Ученые рекомендуют на уроках музыки с детьми младшего школьного возраста использовать игровые моменты. Во время игры с детей снимается скованность, они чувствуют себя свободно и потому значительно полнее проявляют свои Детский репертуар должен отвечать следующим условиям, а именно: быть художественно ценным; соответствовать возрасту детей; доступным по ритмическим трудностям; разнообразным по характеру.Таким образом, умело подобранный, высокохудожественный песенный репертуар совершенствует певческую деятельность всего класса и каждого ученика, в частности формированию эстетического воспитания, вкусов и взглядов, повышает ответственность перед товарищами и является важным педагогическим условием в процессе формирования певческой деятельности детей младшего школьного возраста.
Коркыт (ix век). худ. м.сыздыковкоркыт (ix век). великий мыслитель, кюйши, герой многих легенд коркыт жил в ix веке на берегах сырдарьи. с тонких струн кобыза ему удалось передать всю красоту окружающего мира. его по праву считают первооснователем традиции исполнения кюев на кобызе. многие кюйши, жырау и бахсы преклонялись перед ним, считали своим наставником. в легендах его описывают как человека, бросившего вызов самой смерти, ищущего счастья для всего человечества. на берегу реки сырдарьи стоит памятник в виде фигуры кобыза, который создал великий архитектор бек ибраев. это своеобразная дань памяти коркыту. говорят, в ветреные дни оттуда доносятся звуки, похожие на мелодию кюев. известные кюи: "коркыт", "акку", "коркыттын сарыны", "желмая" и другие. таттимбет (1815-1860). худ. м.сыздыковтаттимбет (1815-1860). знаменитый кюйши таттимбет казангапулы родился в карагандинской области в горах мыржык. его отец был человеком, близким к искусству и музыке.талант таттимбета проявился с ранних лет. особое влияние на его развитие оказал отец казангап. имя таттимбета было широко известно. его творчество занимает особое место в казахской музыки. он основатель шертпе кюя. в инструментальной музыке шертпе кюи относятся к традиционной школе кюя. этот способ игры на домбыре требует особого, медленного, спокойного исполнения. кюи таттимбета - духовное наследие многих поколений. самые известные из них "сылкылдак", "кокейкестi", "алшагыр", "бесторе". "шертпе куй" - своеобразная "щелкающая" манера исполнения кюев на домбыре. ыхылас (1943-1916). худ. м.сыздыковыхылас (1943-1916). казахский кюйши ыхылас родился и вырос в жезказганской области в районе жанаарка. его отец и дед были кобызшы. по наследству талант передался и ыхыласу, который рос и мужал под мелодию кобыза. повзрослев, он продолжает путь легендарного кюйши коркыта. ыхылас - один из видных представителей казахской национальной музыки . его имя занимает почетное место в казахской культуры и искусства. после коркыта ыхылас - человек, сумевший "одушевить, влить жизнь" в струны кобыза, смычкового музыкального инструмента, хранящего в себе много тайн. в наше время есть много продолжателей его дела. известные кюи ыхыласа "акку", "ерден", "каскыр" и многие другие являются музыкальным наследием казахского народа. курмангазы (1818-1889). худ. м.сыздыковкурмангазы (1818-1889). имя великого казахского композитора-классика курмангазы известно всему миру. он внёс неоценимый вклад в дело развития казахской инструментальной музыки. его называют "отцом" кюя. в своих кюях курмангазы передал думы, настроения и мечты народа своего времени.в звуках его мелодии можно было почувствовать красоту и дыхание казахской степи. знаменитые кюи "сарыарка", "адай", "серпер", "кiшкентай" и другие являются бесценным духовным наследием. курмангазы - неповторимый музыкант, гордость казахского народа. дина нурпеисова (1861-1955). худ. м.сыздыковдина нурпеисова (1861-1955). дина родилась в западном казахстане. на домбыре она начала играть с девяти лет. дина - талантливый ученик великого курмангазы, одарённый композитор-кюйши. её творчество характеризуется присущей только ей своеобразной манерой исполнения кюев. музыка была единственной целью, составляла смысл её жизни. где бы она ни была, домбыра была её неразлучной спутницей. своего учителя курмангазы почитала и восхищалась его даром всю свою жизнь. за свою долгую трудовую деятельность дина создала много песенных шедевров. за творческий труд дине нурпеисовой было присвоено звание народной артистки казахстана. её кюи "булбул" "эсемконыр" и другие хранятся в золотом фонде казахской музыки. кенен азербаев (1884-1976). худ. м.сыздыковкенен азербаев (1884-1976). народный акын, заслуженный деятель искусств казахстана кенен азербаев родился в кордайском районе жамбылской области. отец азербай и мать улдар были известными певцами-домбристами. с детства впитал в себя кенен звуки музыки, рано увлекся песнями. с одиннадцати лет стал сочинять стихи и музыку к ним. его первые произведения - «бесторгай», «кокшолак», «кордай». увлекался айтысом, воспевал героев в поэмах и . он берет пример с известных певцов и композиторов, как жамбыл, шолак, шашубай. кенен азербаев сохранил в памяти жанры устного народного творчества казахского народа. фольклорное наследие, записанное с его уст, хранится в институте и иску национальной академии наук.