Повесть Пушкина «Метель» знакома всем со школьных лет. Она была экранизирована в 1965 году. И именно для этой киноинтерпретации пушкинского произведения была написана музыка Георгием Свиридовым, одним из величайших композиторов нашего времени. Свиридовская музыка к «Метели» как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, ее простоте и безыскусности, простодушию ее героев, их цельному, гармоническому восприятию жизни. Это музыка, насквозь пронизанная мелодическим началом, которое в ней решительно преобладает. Гармонии очень просты, хотя подчас оригинальны и изысканны в своем роде. Краски оркестра легкие, свежие, акварельные. Весь оркестровый колорит изобличает, однако, современного мастера, тонко стилизующего иную музыкальную эпоху.
Заслуженный деятель искусств Украины, главный дирижер Днепропетровского симфонического оркестра областной филармонии Наталья Пономарчук, выступая перед собравшимися на «Острове классики», о музыкальных картинках к «Метели» сказала так: «Это, безусловно, очень популярная музыка. Некоторые части этого произведения просто стали музыкальными хитами. Но не нужно относиться к этой музыке как к шлягеру, ее нужно слушать в ее первозданности. Что стоит за этими простыми мелодиями? Какая в них искренность, какая глубина, какой свет! Это очень светлая музыка и в то же время щемяще-тоскливая. Она – очень русская. Я не знаю композитора, который бы так искренно соотносился с тем, что мы себе представляем, когда говорим “русская душа”».
Музыку к «Метели» знают и любят миллионы людей, но, к сожалению, большинство других произведений композитора до сих пор мало известны. Свиридов относится к тем творцам, подобным Вивальди и Моцарту, которые, даже будучи популярными при жизни, остаются не вполне оцененными современниками. Истинное понимание масштаба их дарования приходит лишь спустя столетия. Об этом написал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Георгий Васильевич Свиридов – русский гений, который по-настоящему еще не оценен. Его творчество будет иметь огромное значение для возрождения русской культуры». Ведь Свиридов был не просто виртуозным сочинителем – он являл собой ярчайший пример музыканта-мыслителя.
Искусство Свиридова подобно пушкинскому. Оно характеризуется страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи.
Заслуженный деятель искусств Украины, главный дирижер Днепропетровского симфонического оркестра областной филармонии Наталья Пономарчук, выступая перед собравшимися на «Острове классики», о музыкальных картинках к «Метели» сказала так: «Это, безусловно, очень популярная музыка. Некоторые части этого произведения просто стали музыкальными хитами. Но не нужно относиться к этой музыке как к шлягеру, ее нужно слушать в ее первозданности. Что стоит за этими простыми мелодиями? Какая в них искренность, какая глубина, какой свет! Это очень светлая музыка и в то же время щемяще-тоскливая. Она – очень русская. Я не знаю композитора, который бы так искренно соотносился с тем, что мы себе представляем, когда говорим “русская душа”».
Музыку к «Метели» знают и любят миллионы людей, но, к сожалению, большинство других произведений композитора до сих пор мало известны. Свиридов относится к тем творцам, подобным Вивальди и Моцарту, которые, даже будучи популярными при жизни, остаются не вполне оцененными современниками. Истинное понимание масштаба их дарования приходит лишь спустя столетия. Об этом написал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Георгий Васильевич Свиридов – русский гений, который по-настоящему еще не оценен. Его творчество будет иметь огромное значение для возрождения русской культуры». Ведь Свиридов был не просто виртуозным сочинителем – он являл собой ярчайший пример музыканта-мыслителя.
Искусство Свиридова подобно пушкинскому. Оно характеризуется страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи.