Казахская музыкальная литература.
Тест - Даулеткерей Шигаев
1. В отличие от напряженной, динамичной музыки кюев Курмангазы, музыка Даулеткерея имеет другое направление:
А) лирико-психологическое
Б) бунтарское, революционное
В) созерцательно-лирическое
2. Назовите годы жизни Даулеткерея:
А)1843 – 1916 Б) 1818 – 1889 В) 1820 – 1887
3. Верно ли, что Даулеткерей был потомком знатного рода и воспитывал его потомственный султан Мендигирей Букейханов, дав ему хорошее образование:
А) Да Б) Нет
4. Какое известное событие произошло в жизни Даулеткерея в 1859 году:
А) он стал правителем рода Ногай
Б) в составе казахской делегации едет в Петербург на коронацию Александра II
В) участвует в концертах с известными домбристами, певцами
5. Какой кюй написан под впечатлением от встречи Даулеткерея и Курмангазы:
А) «Булбул» Б) «Кыз Акжелен» В) «Кос алка»
6. В какой период творчества Даулеткерея были сочинены более сложные произведения «Топан», «Тартыс кюй», «Жигер», «Короглы» и другие:
А) в первый период жизни В) в зрелые годы
В) в последний период жизни
7. Какой кюй Даулеткерея композитор Газиза Жубанова включила в свою симфонию с одноименным названием:
А) «Шолтак» Б) «Жигер» В) «Булбул»
8. По мнению академика А.Жубанова, музыкальное содержание этого кюя передает мирное покачивание женских украшений во время ходьбы:
А) «Кос алка» Б) «Кудаша» В) «Кыз Акжелен»
9. Назовите жанр, в котором написан кюй Даулеткерея «Салык ольген»:
А) эпический кюй Б) лирический кюй
В) инструментальный жоктау
10. Кто написал эти слова о кюе Даулеткерея «Булбул»: «Великолепный образчик большого народного искусства! Пьеса необычайной поэзии и картинности!»:
А) академик А.Жубанов Б) исследователь А.Затаевич
В) музыковед П.Аравин
В картине «Капризница» художник изобразил воображаемых героев — преднамеренно безразличную леди и рядом с ней внимательного и настойчивого спутника. Ватто с нежной иронией показывает как они флиртуют — кокетливо и вместе с тем невинно — и в результате работы кисти Ватто получилась теплая и очаровательная живопись.
Картина «Затруднительное предложение» — поэтический рассказ о тихой беседе на лоне природы и внезапном прерывании отношений, без какого-либо театрального пафоса и возвышенных страстей, которые сопровождали бы, например, жанровую картину подобной тематики, если бы она была исполнена в стиле академической школы живописи того времени. Художник показывает всего лишь один уникальный момент во взаимоотношениях своих героев и точно передает их едва заметные эмоции и нюансы чувств.
Этюд (от французского «etude»-буквально изучение,учение) – инструктивная музыкальная пьеса , первоначально предназначенная только для совершенствования технических навыков игры на инструменте.Пьесы подобного рода стали появляться в изобилии после 1800 года. Развитие жанра этюда связано прежде всего с расцветом вначале 19 века виртуозного исполнительства на фортепиано (этюды для фортепиано И.Б.Крамера,М.Клементи,М.Шимановской,И.Мошелеса,К.Черни).Позднее появляются этюды для скрипки (Р.Крейцер,П.Роде),виолончели (Д.Поппера) и других инструментов.У композиторов –романтиков ( Н.Паганини,Ф.Лист,Ф.Шопен,Р.Шуман,Ф.Мендельсон,И.Брамс) этюд становится художественно значительным произведением,трактованным либо как яркая концертная пьеса,либо как миниатюра типа прелюдии. В дальнейшем выдающиеся сборники этюдов создали С.Рахманинов,А.Скрябин,К.Дебюсси и другие.В их творчестве этюд продолжает сохранять значение художественного произведения. Рассмотрим эволюцию этюда от инструктивной пьесы до художественно значимого произведения в творчестве выдающихся композиторов Западной Европы 19- начала 20 веков – М.Клементи,К.Черни,Ф.Листа,Ф.Шопена,К.Дебюсси.