Сюжет романса прост - он о горестной женской доле; текст составлен как обращение к птице, соловью.
Объяснение:
Образ соловья воспринимался символом тех невидимых уз, которые связывали насильно разлучённых - влюблённых ли, друзей ли, родных ли - неважно. Это разлука с теми, кто дороги. И с той жизнью, которая была привычна и дорога. Все источники придерживаются версии, что Алябьев сочинил этот романс, будучи заключённым в тюрьму. И фортепьяно было доставлено ему как узнику прямо в камеру - это удалось выхлопотать старшей сестре композитора, которая затем добровольно отправилась с братом в ссылку. В сырости подземелья композитор заболел ревматизмом и начал слепнуть. Единственным духовным в таком положении оказался музыкальный инструмент. По некоторым источникам, композитор посвятил этот романс возлюбленной - Екатерине Римской-Корсаковой, в которую влюбился с первого взгляда на новогоднем балу и с которой так и не успел объясниться.
Через много лет они вновь встретились, и Екатерина Александровна, уже к тому времени будучи вдовой Офросимовой, наконец-то обвенчалась с композитором; произошло это 20 августа 1840 года в селе зятя композитора В.М.Исленьева Рязанцы Богородского уезда в церкви Святой Троицы. Екатерина Александровна тоже принадлежала к знатному роду, а дом её родителей считался одним из прототипов дома грибоедовского персонажа Фамусова. Сама она писала об этом браке: "Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость". Достоверность, что любовь к ней действительно началась ещё до ареста и именно ей посвящён романс "Соловей" - установить не удалось.
Особенность драматургии «ивана сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров: героико- оперы (сюжет) ; черты народной музыкальной драмы. черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен) ; черты эпической оперы текст украден (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале) ; черты драмы ( активизация действия с момента появления поляков) ; черты лирико-психологической драмы, связанные, в основном, с образом главного героя. хоровые сцены этой оперы глинки восходят к ораториям генделя, идеи долга и самопожертвования – к глюку, живость и яркость характеров – к моцарту. или более подробный: опера глинки "иван сусанин" - героическая народная музыкальная драма. это первая отечественная опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии без разговорных вставок. сюжетом для создания оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина ивана сусанина во время оккупации россии иностранными захватчиками. поляки уже были изгнаны из москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. один из таких отрядов забрел в село домнино, где жил иван сусанин. он согласился стать проводником, но завёл отряд в непроходимые болота и сам погиб там. этот подвиг вдохновил поэта-декабриста рылеева, написавшего думу "иван сусанин". в опере четыре действия и эпилог. первое действие - происходит в селе домнино, где живет иван сусанин с дочерью антонидой и приёмным сыном ваней. антонида ждёт своего жениха ратника собинина и мечтает о свадьбе. прибывает собинин, можно играть свадьбу и сусанин благословляет антониду и собинина. первое действие - характеристика народа, начинается с хоровой интродукции, в ней два хора - мужской и женский. мужской хор. его мелодия близка народным песням. мелодия женского хора близка хороводным песням. каватина и рондо антонины раскрывает типичные черты девушки - нежность, верность и простоту. "ах, ты, поле, поле ты моё". каватина сменяется изящным оживлённым рондо. характер музыки светлый и радостный. "солнце тучи не закроют". один из центральных номеров первого действия трио "не томи родимый" передаёт грустные переживания антониды и собинина. его мелодия построена на интонациях бытовых городских песен. та же мелодия звучит в партии сусанина. отдельные песенные фразы певцов перекликаются и отвечают друг другу. второе действие. в замке польского короля сигизмунда. поляки хвастают своими , но появляется гонец и сообщает, что минин и собирают народное ополчение, чтобы разгромить врага. большой отряд поляков собирается в поход. во втором действии звучит танцевальная музыка. четыре танца: польский полонез, краковяк вальс и мазурка звучат один за другим. открывается действие полонезам. мелодии полонеза и мазурки в дальнейшем всюду появление поляков. этими танцами глинка характеризует гордых и надменных поляков. третье действие. в доме сусанина готовятся к свадьбе. появляются поляки и требуют, чтобы сусанин указал им дорогу на москву. сусанин украдкой посылает ваню отряды об опасности, сам решает завести поляков в непроходимую глушь. антонида в слезах, она опасается за жизнь отца. появляется собинин и решает вместе с крестьянами отправиться на поиски сусанина. основные сцены этого действия: песня вани "как мать убили" - задушевная песня мальчика - сироты близка народным песням; сцена сусанина с поляками - музыкальная характеристика поляков выражена ритмами полонеза и мазурки. музыкальная речь сусанина полна серьёзного достоинства патриота своей родины. в реплике сусанина "велик и свят наш край родной" зарождается тема хора "славься". свадебный хор "разгулялись" - близок свадебным песням, музыка его светла и безмятежна. песня-романс антониды "не о том скорблю, подруженьки" - одна из самых поэтичных стран
Сюжет романса прост - он о горестной женской доле; текст составлен как обращение к птице, соловью.
Объяснение:
Образ соловья воспринимался символом тех невидимых уз, которые связывали насильно разлучённых - влюблённых ли, друзей ли, родных ли - неважно. Это разлука с теми, кто дороги. И с той жизнью, которая была привычна и дорога. Все источники придерживаются версии, что Алябьев сочинил этот романс, будучи заключённым в тюрьму. И фортепьяно было доставлено ему как узнику прямо в камеру - это удалось выхлопотать старшей сестре композитора, которая затем добровольно отправилась с братом в ссылку. В сырости подземелья композитор заболел ревматизмом и начал слепнуть. Единственным духовным в таком положении оказался музыкальный инструмент. По некоторым источникам, композитор посвятил этот романс возлюбленной - Екатерине Римской-Корсаковой, в которую влюбился с первого взгляда на новогоднем балу и с которой так и не успел объясниться.
Через много лет они вновь встретились, и Екатерина Александровна, уже к тому времени будучи вдовой Офросимовой, наконец-то обвенчалась с композитором; произошло это 20 августа 1840 года в селе зятя композитора В.М.Исленьева Рязанцы Богородского уезда в церкви Святой Троицы. Екатерина Александровна тоже принадлежала к знатному роду, а дом её родителей считался одним из прототипов дома грибоедовского персонажа Фамусова. Сама она писала об этом браке: "Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость". Достоверность, что любовь к ней действительно началась ещё до ареста и именно ей посвящён романс "Соловей" - установить не удалось.