Какой образ создаётся гармонией "Шествием чуд морских ". Ваши представления, настроения, чувства которые вызовет эта музыка. Почему этот фрагмент назван " шествием " , и какое шествие показано композитором?
В чем проявляется символизм в произведениях XVII века? (изображение бокала с вином, хлеб, рыба, увядшие цветы, часы). Что характерно для натюрмортов ванитас, популярных в XVII веке? (обычные предметы, необычно связанные в одну композицию, представляют собой сложные для разгадывания образные коды)
ПОЛНОСТЬЮ:
Знаки и символы искусства
1. Что мы считаем знаками? (общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий: дорожные знаки, географические обозначения, звуковые сигналы SOS или сирена «Скорой », разные жесты)
2. Что такое символ? (предмет, действие, раскрывающие какой-либо образ, понятие, идею; символ воплощает общие для людей переживания, идеи; символ – синтез знака и образа)
3. Какое значение имели с древних времен различные виды изображений? (с первобытных времен скульптурные, живописные, графические изображения являлись знаковыми, символическими кодами, которые использовались для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации)
4. На каком языке говорит с нами искусство? (на языке символов)
5. Чем является символ в искусстве? (является художественным образом, воплощающим какую-либо идею)
6. В чем разница между символом и знаком в искусстве? (символ многозначен и его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличии от знака, который всеми понимается одинаково)
7. Одинаково ли понимается человеком символ? (нет; глубина понимания символа зависит от человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции)
8. В какую эпоху люди особенно часто обращались к символам в искусстве? (в Средние века)
9. В чем это выражалось? (в христианском искусстве устремленность к Богу)
10. Перечисли символы того времени (чаша, виноград и хлеб – символы таинства причащения; цветы лилии или ириса – символ Богоматери)
11. Являлись ли символами цвета? (да; красно-коричневый – символ всего земного, глина, земля; красный – цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой, синий – всё небесное, святое; зеленый – цвет надежды, жизни, утешения, возрождения к новой жизни)
12. Что происходит с вещами, изображенными на картинах с XV века? (они наделяются одновременно двойным смыслом – религиозным и бытовым; в религиозном – традиционная Божественная символика Средневековья; в бытовом – значимость вещи в повседневной жизни человека)
13. В чем проявляется символизм в произведениях XVII века? (изображение бокала с вином, хлеб, рыба, увядшие цветы, часы)
14. Что характерно для натюрмортов ванитас, популярных в XVII веке? (обычные предметы, необычно связанные в одну композицию, представляют собой сложные для разгадывания образные коды)
15. Что означает слово «ванитас»? (суета сует)
16. Что изображается в натюрмортах ванитас? (черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами, музыкальные инструменты (звук отзвучал – значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения)
17. Что стремятся передать художники в ванитас? (бренность земной суеты, погони за богатством, властью, удовольствиями; ценность обыденной жизни, значительность простых вещей; он передает отношение к миру, видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи)
18. Какое другое название имеет натюрморт? (штильлебен – тихая, безмолвная жизнь)
19. Что выражают натюрморты Винсента ван Гога? (отражают его мятежность, независимую от канонов и норм, одинокую душу; чувство острой тревоги и смятение)
20. Какие символы использует Винсент ван Гог? (художник стремился отразить содержание с экспрессивных, психологически насыщенных цветов; использовал прием наложение красок мелкими штриховыми линиями и волнообразными ритму их движения)
21. Что говорил сам художник о цветах? («Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека»)
22. В чем выражалась символика художника Пабло Пикассо? (персонажами его натюрмортов были музыкальные инструменты; стремление синтезировать музыку и живопись)
23. Какими символами «говорит» с нами музыка? (системой знаков и символов, языком звуков; отдельный звук имеет несколько свойств: высоту, длительность, тембр, громкость, и является знаком-интонацией)
24. Где, в каком жанре музыкального искусства особенно ярко выражаются символы жестов, движений, пластики? (в балете)
25. Какому виду искусства подвластно воплощение образа «вечного движения»? Почему? (музыке; потому что музыка искусство временное)
26. Кто из композиторов сочинял на тему вечного движения? (Карл Мария фон Вебер, Николо Паганини, Иоганн Штраус)
27. Что является символом в Симфонии № 5 Людвига ванн Бетховена? (мотив судьбы)
28. Назови музыкальный символ Родины. (государственный гимн, олицетворяющий единство народа, его культуру, гордость за свою страну)
29. Какими знаками и символами разные виды искусства рассказывают о мире?
ответ: Увертю́ра (фр. ouverture от лат. apertura «открытие; начало») — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям или к инструментальным пьесам сюитного типа. Начиная с XX века такого рода музыкальные вступления нередко предваряют и кинофильмы[1].
Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром[1].
История термина
Термин «увертюра» утвердился во второй половине XVII века во Франции, но повсеместное рас получил далеко не сразу. Уже в самых ранних операх присутствовали инструментальные эпизоды: вступления к каждому акту, звукоизобразительные картины, развернутые танцевальные интермедии; со временем инструментальные эпизоды, вынесенные за рамки спектакля, превратились в относительно развитое и завершённое произведение, предваряющее действие[2], но первоначально за ним закрепилось название «симфония»[3]. В некоторых странах оно сохранялось вплоть до конца XVIII века: ещё В. А. Моцарт в 1791 году называл «симфонией» увертюру к своей «Волшебной флейте»[4].
История оперной увертюры
Первой увертюрой принято считать токкату в опере Клаудио Монтеверди «Орфей», написанной в 1607 году. Фанфарная музыка этой токкаты переносила в оперу давно сложившуюся в драматическом театре традицию начинать представление призывными фанфарами[1].
В XVII веке в западноевропейской музыке сложились два типа оперных увертюр. Венецианская состояла из двух частей — медленной, торжественной и быстрой, фугированной; этот тип увертюры впоследствии получил развитие во французской опере, её классические образцы, и уже трёхчастные (крайние части в медленном движении, средняя — в быстром), создал Ж.-Б. Люлли[1][3]. В первой половине XVIII века «французские» увертюры встречались и в сочинениях немецких композиторов — И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана, не только в операх, кантатах и ораториях, но и в инструментальных сюитах; увертюрой при этом иногда назывался весь сюитный цикл[1].
Неаполитанский тип увертюры, введённый Алессандро Скарлатти в 1681 году, состоял из трёх частей: 1-я и 3-я писались быстром темпе (аллегро), 2-я — в медленном (адажио или анданте). Именно эта форма, заимствованная у скрипичной сонаты и получившая название «итальянской», постепенно стала доминирующей[1][3].
Функции оперной увертюры уже в первой половине XVIII века вызывали споры; не всех устраивал её преимущественно развлекательный характер (исполняли увертюру обычно в то время, когда публика ещё только заполняла зрительный зал). Требование идейной и музыкально-образной связи увертюры с самой оперой, выдвинутое авторитетными теоретиками И. Маттезоном, И. А. Шайбе и Ф. Альгаротти, некоторым композиторам, в том числе Г. Ф. Генделю и Ж. Ф. Рамо, в той или иной мере удалось осуществить. Но настоящий перелом наступил во второй половине столетия[1].
КРАТКО:
В чем проявляется символизм в произведениях XVII века? (изображение бокала с вином, хлеб, рыба, увядшие цветы, часы). Что характерно для натюрмортов ванитас, популярных в XVII веке? (обычные предметы, необычно связанные в одну композицию, представляют собой сложные для разгадывания образные коды)
ПОЛНОСТЬЮ:
Знаки и символы искусства
1. Что мы считаем знаками? (общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий: дорожные знаки, географические обозначения, звуковые сигналы SOS или сирена «Скорой », разные жесты)
2. Что такое символ? (предмет, действие, раскрывающие какой-либо образ, понятие, идею; символ воплощает общие для людей переживания, идеи; символ – синтез знака и образа)
3. Какое значение имели с древних времен различные виды изображений? (с первобытных времен скульптурные, живописные, графические изображения являлись знаковыми, символическими кодами, которые использовались для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации)
4. На каком языке говорит с нами искусство? (на языке символов)
5. Чем является символ в искусстве? (является художественным образом, воплощающим какую-либо идею)
6. В чем разница между символом и знаком в искусстве? (символ многозначен и его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличии от знака, который всеми понимается одинаково)
7. Одинаково ли понимается человеком символ? (нет; глубина понимания символа зависит от человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции)
8. В какую эпоху люди особенно часто обращались к символам в искусстве? (в Средние века)
9. В чем это выражалось? (в христианском искусстве устремленность к Богу)
10. Перечисли символы того времени (чаша, виноград и хлеб – символы таинства причащения; цветы лилии или ириса – символ Богоматери)
11. Являлись ли символами цвета? (да; красно-коричневый – символ всего земного, глина, земля; красный – цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой, синий – всё небесное, святое; зеленый – цвет надежды, жизни, утешения, возрождения к новой жизни)
12. Что происходит с вещами, изображенными на картинах с XV века? (они наделяются одновременно двойным смыслом – религиозным и бытовым; в религиозном – традиционная Божественная символика Средневековья; в бытовом – значимость вещи в повседневной жизни человека)
13. В чем проявляется символизм в произведениях XVII века? (изображение бокала с вином, хлеб, рыба, увядшие цветы, часы)
14. Что характерно для натюрмортов ванитас, популярных в XVII веке? (обычные предметы, необычно связанные в одну композицию, представляют собой сложные для разгадывания образные коды)
15. Что означает слово «ванитас»? (суета сует)
16. Что изображается в натюрмортах ванитас? (черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами, музыкальные инструменты (звук отзвучал – значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения)
17. Что стремятся передать художники в ванитас? (бренность земной суеты, погони за богатством, властью, удовольствиями; ценность обыденной жизни, значительность простых вещей; он передает отношение к миру, видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи)
18. Какое другое название имеет натюрморт? (штильлебен – тихая, безмолвная жизнь)
19. Что выражают натюрморты Винсента ван Гога? (отражают его мятежность, независимую от канонов и норм, одинокую душу; чувство острой тревоги и смятение)
20. Какие символы использует Винсент ван Гог? (художник стремился отразить содержание с экспрессивных, психологически насыщенных цветов; использовал прием наложение красок мелкими штриховыми линиями и волнообразными ритму их движения)
21. Что говорил сам художник о цветах? («Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека»)
22. В чем выражалась символика художника Пабло Пикассо? (персонажами его натюрмортов были музыкальные инструменты; стремление синтезировать музыку и живопись)
23. Какими символами «говорит» с нами музыка? (системой знаков и символов, языком звуков; отдельный звук имеет несколько свойств: высоту, длительность, тембр, громкость, и является знаком-интонацией)
24. Где, в каком жанре музыкального искусства особенно ярко выражаются символы жестов, движений, пластики? (в балете)
25. Какому виду искусства подвластно воплощение образа «вечного движения»? Почему? (музыке; потому что музыка искусство временное)
26. Кто из композиторов сочинял на тему вечного движения? (Карл Мария фон Вебер, Николо Паганини, Иоганн Штраус)
27. Что является символом в Симфонии № 5 Людвига ванн Бетховена? (мотив судьбы)
28. Назови музыкальный символ Родины. (государственный гимн, олицетворяющий единство народа, его культуру, гордость за свою страну)
29. Какими знаками и символами разные виды искусства рассказывают о мире?
Объяснение:
ответ: Увертю́ра (фр. ouverture от лат. apertura «открытие; начало») — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям или к инструментальным пьесам сюитного типа. Начиная с XX века такого рода музыкальные вступления нередко предваряют и кинофильмы[1].
Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром[1].
История термина
Термин «увертюра» утвердился во второй половине XVII века во Франции, но повсеместное рас получил далеко не сразу. Уже в самых ранних операх присутствовали инструментальные эпизоды: вступления к каждому акту, звукоизобразительные картины, развернутые танцевальные интермедии; со временем инструментальные эпизоды, вынесенные за рамки спектакля, превратились в относительно развитое и завершённое произведение, предваряющее действие[2], но первоначально за ним закрепилось название «симфония»[3]. В некоторых странах оно сохранялось вплоть до конца XVIII века: ещё В. А. Моцарт в 1791 году называл «симфонией» увертюру к своей «Волшебной флейте»[4].
История оперной увертюры
Первой увертюрой принято считать токкату в опере Клаудио Монтеверди «Орфей», написанной в 1607 году. Фанфарная музыка этой токкаты переносила в оперу давно сложившуюся в драматическом театре традицию начинать представление призывными фанфарами[1].
В XVII веке в западноевропейской музыке сложились два типа оперных увертюр. Венецианская состояла из двух частей — медленной, торжественной и быстрой, фугированной; этот тип увертюры впоследствии получил развитие во французской опере, её классические образцы, и уже трёхчастные (крайние части в медленном движении, средняя — в быстром), создал Ж.-Б. Люлли[1][3]. В первой половине XVIII века «французские» увертюры встречались и в сочинениях немецких композиторов — И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана, не только в операх, кантатах и ораториях, но и в инструментальных сюитах; увертюрой при этом иногда назывался весь сюитный цикл[1].
Неаполитанский тип увертюры, введённый Алессандро Скарлатти в 1681 году, состоял из трёх частей: 1-я и 3-я писались быстром темпе (аллегро), 2-я — в медленном (адажио или анданте). Именно эта форма, заимствованная у скрипичной сонаты и получившая название «итальянской», постепенно стала доминирующей[1][3].
Функции оперной увертюры уже в первой половине XVIII века вызывали споры; не всех устраивал её преимущественно развлекательный характер (исполняли увертюру обычно в то время, когда публика ещё только заполняла зрительный зал). Требование идейной и музыкально-образной связи увертюры с самой оперой, выдвинутое авторитетными теоретиками И. Маттезоном, И. А. Шайбе и Ф. Альгаротти, некоторым композиторам, в том числе Г. Ф. Генделю и Ж. Ф. Рамо, в той или иной мере удалось осуществить. Но настоящий перелом наступил во второй половине столетия[1].