Фольклор – кладезь не только мудрости народной. Фольклор – прежде всего, источник нравственных и духовных понятий, источник силы и озорства, смелости и смекалки народной, источник самокритики и оптимизма.
С конца XVIII века интенсивно шло формирование русского национального музыкального языка.
С этого времени начинается собирание, обработка и публикация народных песен. Особое значение для формирования национального русского стиля в инструментальной музыке имели вариации на народные темы. Первый известный нам печатный образец того времени это вариации для фортепиано или клавесина на тему народной песни « Во лесочке комарочков много уродилось» Трутовского. Множество вариаций для фортепиано и других инструментов, с использованием народных тем, написал также композитор Хандошкин. Музыкальные произведения XVIII века явились первыми провозвестниками того высокого расцвета, который пережила русская музыка позднее, начиная с творчества М. И. Глинки.
М. И. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля. «Создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем», - говорил он. Основные черты русской народной музыки – большая внутренняя эмоциональность при внешней сдержанности и строгости выражения, широкая распевность, ритмическая свобода, вариационный характер развития – легли в основу всего творчества композитора. Фольклорные «цитаты» т.е. точно воспроизведенные подлинные народные мелодии, в музыке Глинки гораздо более редки, чем у большинства русских композиторов того времени. Но зато многие его собственные музыкальные темы нельзя отличить от народных. К лучшим произведениям М. И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И.Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуди» заключена вся русская симфоническая школа. «Камаринская» представляет собой вариации на темы двух русских народных песен: это свадебная песня «Из – за гор, гор высоких» и плясовая «Камаринская». М. И. Глинка создал много произведений на темы русских народных песен для фортепиано. Один из примеров – вариации на русскую народную песню «Среди долины ровныя». Эта лирическая песня была популярна у городского населения. В опере «Иван Сусанин» мы услышим народные песни «Как мать убили у малого птенца», «Ты взойдешь, моя заря».
Традиции М. И. Глинки продолжают и другие выдающиеся русские композиторы: А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, А. А. Римский-Корсаков, П. И.Чайковский. Особое место русская песня занимает в творчестве А. П. Бородина. Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы «Князь Игорь» (« Ты одна, голубка – Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким все поймешь ты».
Крупнейший русский композитор А. А. Римский – Корсаков во многие свои оперы вводил народные напевы: песня Садко « Ой ты, темная дубравушка» из одноименной оперы, написана «в жанре народных протяжных напевов». Выразительная мелодия песни содержит распевы, присущие народным песням. В опере «Сказка о царе Салтане», используется мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
М. П. Мусоргский в своих произведениях так же часто обращался к народным песням. В опере «Хованщина» звучат мелодии, похожие на народные, и подлинные русские народные песни. Среди нескольких подлинных песенных мелодий звучит известная протяжная лирическая песня «Исходила младенька». Эта народная мелодия композитору создать яркий и глубоко национальный образ русской женщины.
Огромную роль в музыке П. И. Чайковского играет народная песня, красоту которой он ценил исключительно высоко. В произведениях Чайковского можно часто услышать различные народные мелодии. Так, например, в последней части второй симфонии искусно разработана мелодия украинской песни «Журавель», а в финале первой и четвертой симфоний звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стояла». В Andante cantabile из «Струнного квартета№1» основной темой является песня «Сидел Ваня», а украинская песня «Выйди, выйди, Иваньку» звучит в финале Первого фортепианного концерта
Народные песни – это музыкальные жемчужины, в которых народ поведал свои самые сокровенные думы и чаяния. То радостные и задорные, то грустные и печальные, то величавые и торжественные, - народные песни передают богатство человеческих переживаний, разнообразие окружающей нас жизни. Народное искусство – могучий и неиссякаемый источник художественного вдохновения для композиторов.
Объяснение:
Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.
Фольклор – кладезь не только мудрости народной. Фольклор – прежде всего, источник нравственных и духовных понятий, источник силы и озорства, смелости и смекалки народной, источник самокритики и оптимизма.
Объяснение:
С конца XVIII века интенсивно шло формирование русского национального музыкального языка.
С этого времени начинается собирание, обработка и публикация народных песен. Особое значение для формирования национального русского стиля в инструментальной музыке имели вариации на народные темы. Первый известный нам печатный образец того времени это вариации для фортепиано или клавесина на тему народной песни « Во лесочке комарочков много уродилось» Трутовского. Множество вариаций для фортепиано и других инструментов, с использованием народных тем, написал также композитор Хандошкин. Музыкальные произведения XVIII века явились первыми провозвестниками того высокого расцвета, который пережила русская музыка позднее, начиная с творчества М. И. Глинки.
М. И. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля. «Создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем», - говорил он. Основные черты русской народной музыки – большая внутренняя эмоциональность при внешней сдержанности и строгости выражения, широкая распевность, ритмическая свобода, вариационный характер развития – легли в основу всего творчества композитора. Фольклорные «цитаты» т.е. точно воспроизведенные подлинные народные мелодии, в музыке Глинки гораздо более редки, чем у большинства русских композиторов того времени. Но зато многие его собственные музыкальные темы нельзя отличить от народных. К лучшим произведениям М. И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И.Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуди» заключена вся русская симфоническая школа. «Камаринская» представляет собой вариации на темы двух русских народных песен: это свадебная песня «Из – за гор, гор высоких» и плясовая «Камаринская». М. И. Глинка создал много произведений на темы русских народных песен для фортепиано. Один из примеров – вариации на русскую народную песню «Среди долины ровныя». Эта лирическая песня была популярна у городского населения. В опере «Иван Сусанин» мы услышим народные песни «Как мать убили у малого птенца», «Ты взойдешь, моя заря».
Традиции М. И. Глинки продолжают и другие выдающиеся русские композиторы: А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, А. А. Римский-Корсаков, П. И.Чайковский. Особое место русская песня занимает в творчестве А. П. Бородина. Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы «Князь Игорь» (« Ты одна, голубка – Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким все поймешь ты».
Крупнейший русский композитор А. А. Римский – Корсаков во многие свои оперы вводил народные напевы: песня Садко « Ой ты, темная дубравушка» из одноименной оперы, написана «в жанре народных протяжных напевов». Выразительная мелодия песни содержит распевы, присущие народным песням. В опере «Сказка о царе Салтане», используется мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
М. П. Мусоргский в своих произведениях так же часто обращался к народным песням. В опере «Хованщина» звучат мелодии, похожие на народные, и подлинные русские народные песни. Среди нескольких подлинных песенных мелодий звучит известная протяжная лирическая песня «Исходила младенька». Эта народная мелодия композитору создать яркий и глубоко национальный образ русской женщины.
Огромную роль в музыке П. И. Чайковского играет народная песня, красоту которой он ценил исключительно высоко. В произведениях Чайковского можно часто услышать различные народные мелодии. Так, например, в последней части второй симфонии искусно разработана мелодия украинской песни «Журавель», а в финале первой и четвертой симфоний звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стояла». В Andante cantabile из «Струнного квартета№1» основной темой является песня «Сидел Ваня», а украинская песня «Выйди, выйди, Иваньку» звучит в финале Первого фортепианного концерта
Народные песни – это музыкальные жемчужины, в которых народ поведал свои самые сокровенные думы и чаяния. То радостные и задорные, то грустные и печальные, то величавые и торжественные, - народные песни передают богатство человеческих переживаний, разнообразие окружающей нас жизни. Народное искусство – могучий и неиссякаемый источник художественного вдохновения для композиторов.
Объяснение:
Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.