Какое произведение крупной формы входит в вашу экзаменационную программу? что вы знаете об авторе? сколько частей в этом произведении, какие в них тональности?
5.Сонатина I часть. Автор: Ф. Кулау. Сочинение 20, №3. Кулау Фридрих (1786–1832) немецко-датский композитор и пианист. В наше время имя и творчество Фридриха Кулау находится в тени его великих современников – Бетховена, Вебера, Шуберта. Однако в XIX веке он был очень популярен. Его оперы «Разбойничий притон», «Лулу», зингшпиль «Холм эльфов» собирали аншлаги каждый год в Датском Королевском театре. На темы Кулау писали сочинения его современники – Л. Шпор, А. Фюрстенау, П. Камю. И. Брамс великолепно интерпретировал на фортепиано музыку из оперы Кулау «Лулу» и признавался, что с удовольствием освоил бы и игру на флейте, чтобы исполнять флейтовые сонаты Кулау. Сегодня Фридрих Кулау известен в первую очередь как автор фортепианных сонатин для детей. Вместе с тем его музыкальное наследие огромно: оперы, фортепианный концерт, концертино, флейтовые, скрипичные, фортепианные сонаты, сонатины, вальсы, рондо, вариации, фантазии, дивертисменты, танцы, песни, различного состава дуэты, трио, квартеты, квинтеты, музыка к театральным постановкам. Время жизни Кулау «политически» ограничено двумя французскими революциями (1789 и 1830 гг.) и делится Венским конгрессом 1815 года на две половины: время покорения Европы Наполеоном и время общественно-доминирующего положения Вены. Эти события ярко отразились на судьбе композитора: в 1810 году он эмигрировал из Германии в Данию, а посещение Вены в 1821 и 1825 годах существенным образом повлияло на его творчество. Биография Кулау в чем-то была обычной для музыканта его времени, а в чем-то – исключительной. Он родился 11 сентября 1786 года в небольшом немецком городке Ильцене. Его отец, дед и дядя были военными музыкантами. В 1796 году с маленьким Фридрихом случилась трагедия – он упал и поранил правый глаз, который не удалось На всех поздних портретах Кулау изображен либо в профиль, либо с левой стороны, а его внешность (большой рост, тучность, отсутствие глаза) поражала современников. Травма сказалась и на его личности: он вырос сдержанным, застенчивым, не создал семьи. Однако сам композитор называл этот несчастный случай «чрезвычайным проявлением счастья», поскольку родители на время болезни поставили у его кровати клавир, и он впервые почувствовал наслаждение от импровизации. Музыкальный талант мальчика всячески поддерживался: церковный органист обучал Фридриха игре на фортепиано, а отец – на флейте. Позже из-за службы отца семья находилась в постоянных разъездах, поэтому Фридрих получал образование в интернатах в Алтоне и Брауншвейге. Плату за обучение и средства к жизни мальчик добывал себе сам: он пел в церковном хоре и преподавал музыку. В школе он подружился c будущей знаменитостью – скрипачом Людвигом Шпором. Первый успех пришел к Кулау как к оперному композитору: 26 мая 1814 года состоялась блестящая премьера его оперы «Разбойничий притон». Кроме «Разбойничьего притона» его перу принадлежат также ряд других музыкально-театральных сочинений: оперы «Волшебная арфа» (1817), «Элиза или Дружба и Любовь» (1820), «Лулу» (1824), «Хуго и Адельхейд» (1827), зингшпиль «Холм эльфов» (1828), музыкальная комедия «Три брата из Дамаска» (1830). Их премьеры либо проходили с блестящим успехом, либо заканчивались полным фиаско, причем неудачи были связаны не столько с музыкой, сколько с привходящими обстоятельствами. Сохранившиеся письма Кулау характеризуют его как культурного человека с огромным кругом друзей и знакомых. Кулау слыл скромным, несколько застенчивым человеком. «Он никогда не говорил много, … он формулировал свои замечания и мнения в очень коротких предложениях». Также сдержанно он относился и к собственной музыке, никогда не «продвигал» и не рекламировал ее. В юности Кулау очень боялся остаться обычным учителем фортепиано, но вряд ли он думал, что войдет в историю как датский классик, чье дело продолжили следующие поколения скандинавских композиторов – Нильс Гаде, Эдвард Григ, Йохан Свенсен, Карл Нильсен.
Сегодня Фридрих Кулау известен в первую очередь как автор фортепианных сонатин для детей. Вместе с тем его музыкальное наследие огромно: оперы, фортепианный концерт, концертино, флейтовые, скрипичные, фортепианные сонаты, сонатины, вальсы, рондо, вариации, фантазии, дивертисменты, танцы, песни, различного состава дуэты, трио, квартеты, квинтеты, музыка к театральным постановкам. Время жизни Кулау «политически» ограничено двумя французскими революциями (1789 и 1830 гг.) и делится Венским конгрессом 1815 года на две половины: время покорения Европы Наполеоном и время общественно-доминирующего положения Вены. Эти события ярко
отразились на судьбе композитора: в 1810 году он эмигрировал из Германии в Данию, а посещение Вены в 1821 и 1825 годах существенным образом повлияло на его творчество.
Биография Кулау в чем-то была обычной для музыканта его времени, а в чем-то – исключительной. Он родился 11 сентября 1786 года в небольшом немецком городке Ильцене. Его отец, дед и дядя были военными музыкантами. В 1796 году с маленьким Фридрихом случилась трагедия – он упал и поранил правый глаз, который не удалось На всех поздних портретах Кулау изображен либо в профиль, либо с левой стороны, а его внешность (большой рост, тучность, отсутствие глаза) поражала современников.
Травма сказалась и на его личности: он вырос сдержанным, застенчивым, не создал семьи. Однако сам композитор называл этот несчастный случай «чрезвычайным проявлением счастья», поскольку родители на время болезни поставили у его кровати клавир, и он впервые почувствовал наслаждение от импровизации. Музыкальный талант мальчика всячески поддерживался: церковный органист обучал Фридриха игре на фортепиано, а отец – на флейте. Позже из-за службы отца семья находилась в постоянных разъездах, поэтому Фридрих получал образование в интернатах в Алтоне и Брауншвейге. Плату за обучение и средства к жизни мальчик добывал себе сам: он пел в церковном хоре и преподавал музыку. В школе он подружился c будущей знаменитостью – скрипачом Людвигом Шпором.
Первый успех пришел к Кулау как к оперному композитору: 26 мая 1814 года состоялась блестящая премьера его оперы «Разбойничий притон». Кроме «Разбойничьего притона» его перу принадлежат также ряд других музыкально-театральных сочинений: оперы «Волшебная арфа» (1817), «Элиза или Дружба и Любовь» (1820), «Лулу» (1824), «Хуго и Адельхейд» (1827), зингшпиль «Холм эльфов» (1828), музыкальная комедия «Три брата из Дамаска» (1830). Их премьеры либо проходили с блестящим успехом, либо заканчивались полным фиаско, причем неудачи были связаны не столько с музыкой, сколько с привходящими обстоятельствами.
Сохранившиеся письма Кулау характеризуют его как культурного человека с огромным кругом друзей и знакомых. Кулау слыл скромным, несколько застенчивым человеком. «Он никогда не говорил много, … он формулировал свои замечания и мнения в очень коротких предложениях». Также сдержанно он относился и к собственной музыке, никогда не «продвигал» и не рекламировал ее. В юности Кулау очень боялся остаться обычным учителем фортепиано, но вряд ли он думал, что войдет в историю как датский классик, чье дело продолжили следующие поколения скандинавских композиторов – Нильс Гаде, Эдвард Григ, Йохан Свенсен, Карл Нильсен.