Какие особенности народной пляски передал композитор в этом фрагменте?
Народное искусство Древней Руси
Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях: церковная музыка и народное музыкальное творчество-фольклор. Древние славяне, наши предки, были язычниками и поклонялись многим богам. В их честь древние славяне совершали обряды, которые сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. В русских народных сказках говорилось о чудодейственной силе различных музыкальных инструментов, которые отгоняют злые силы, сами играют и поют, заставляют плясать без отдыха.
Образы певцов-гусляров Баяна, Садко запечатлены в старинных народных преданиях, легендах, былинах, а также в произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки.
Так, с образами Баяна и Садко мы встречались в операх « Руслан и Людмила» М.И Глинки и « Садко» Н.А.Римского-Корсакова.
Яркими представителями народного творчества были скоморохи – странствующие актеры, потешавшие народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Они своим искусством развитию таких литературных жанров, как эпос,поэзия, драма. Неудивительно, что через всю средневековую историю проходит идей противостояния церковного искусства и скоморошеских традиций, сохранявших элементы язычества. Скоморохов высылали из больших городов в Сибирь и на Север, музыкальные инструменты уничтожали. Это нанесло невосполнимый урон русскому музыкальному искусству.
Задание. Послушай « Пляску скоморохов» из оперы « Снегурочка» Н.Римского –Корсакова.
2)1) Здесь можно сказать про разные направления. У венских классиков, разумеется, будет иной стиль, чем у романтиков. И плюс каждый композитор по-своему видит и мир и музыкой он выражает свое отношение к нему.
2) Вьюга и метель характерны для Росиии. Во всем мире известна суровая русская зима. Дорога-это всегда путь, направление.
Примеры: буран в "Капитанской дочке" Пушкина, Есенин "Поет зима, аукает... " тема дороги в "Мертвых душах" Гоголя
3)Увертюра «Эгмонт» — произведение одночастное. Если в пятой симфонии «события» развертывались на протяжении четырех частей, то в увертюре Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме. О программном замысле симфонии мы могли лишь догадываться — в «Эгмонте» оно определено содержанием произведения Гёте.
4)