«Биржан и Сара» — лирико-драматическая опера М. Тулебаева на казахском языке в четырёх действиях. Либретто Х. Джумалиева (в 1949, 1958 — 2-я и 3-я редакции). Премьера состоялась 7 октября 1946 года в Казахском театре оперы и балета имени Абая. Исполнители главных партий — А. Умбетбаев (Биржан) и К. Байсеитова (Сара). Режиссёр К. Джандарбеков, директор Г. Столяров, художник А. Ненашев[1].
В основе произведения — сюжеты из жизни поэта, певца-композитора XIX века Биржан-сала и поэтессы Сары Тастанбеккызы(см. айтыс Биржана и Сары). В опере тесно переплетаются лирические (любовь Биржана и Сары) и социальные (отношение между Биржаном и волостным Жанботой) сюжеты. Образ поэта раскрывается в его песнях («Айтбай», «Жанбота», «Біржан сал», «Адасқақ» и других). Широко использованы национальные музыкальные формы (в т.ч. кюй «Соқыр Есжан» одноимённого композитора), обрядовый фольклор: «Жар-жар», плач-прощание невесты, поминальная песня и айтыс[1].
В 1958 году опера была показана во время Декады искусства и литературы Казахстана в Москве. Известный музыковед В. Виноградов отметил романтизм произведения, близкий по духу к казахским народным эпосам. В 1949 году авторам и исполнителям оперы присуждена Сталинская премия[1].
Либретто было адаптировано на турецкий язык, и опера была показана в Самсуне в 2013 году[2], а также в Стамбуле, Бурсе, Эскишехире и Анкаре в 2014 году[3].
Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль. Р. Вагнер
В наш уродливый и благоразумный век поэзия, живопись, музыка черпают вдохновение не из жизни, а друг у друга. Оскар Уайльд
Только величайшее искусство - музыка коснуться глубин души. Максим Горький
Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Антон Павлович Чехов
В Италии музыка стала нацией. У нас на севере дело обстоит совсем иначе; там музыка стала человеком и зовется Моцартом или Мейербером. Генрих Гейне
Утверждать, что невозможно любить одну и ту же женщину, так же бессмысленно, как полагать, что прославленному музыканту для исполнения разных мелодий потребны разные скрипки. Оноре де Бальзак.
Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства. Генрих Гейне
Музыка — универсальный язык человечества. Генри Уодсворт Лонгфелло
Только музыка имеет силу формировать характер… При музыки можно научить себя развивать правильные чувства. Аристотель
Величие искусства яснее всего проявляется в музыке. Иоганн Вольфганг Гёте
Музыка - это мыслящий шум. Виктор Мари Гюго
Музыка Вагнера лучше, чем она кажется на слух. Марк Твен
Музыка не имеет отечества; отечество ее - вся вселенная. Ф. Шопен
Актер - вот критик драмы. Музыкальный критик - это певец, или скрипач, или флейтист. Оскар Уайльд
Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу. П.И. Чайковский
Ритмичность прозы никогда не достигается искусственным путем. Ритм прозы зависит от таланта, от чувства языка, от хорошего «писательского слуха». Этот хороший слух в какой-то мере соприкасается со слухом музыкальным. Константин Паустовский
Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. П.И. Чайковский
Музыка образует середину между мыслью и явлением. Генрих Гейне
«Биржан и Сара» — лирико-драматическая опера М. Тулебаева на казахском языке в четырёх действиях. Либретто Х. Джумалиева (в 1949, 1958 — 2-я и 3-я редакции). Премьера состоялась 7 октября 1946 года в Казахском театре оперы и балета имени Абая. Исполнители главных партий — А. Умбетбаев (Биржан) и К. Байсеитова (Сара). Режиссёр К. Джандарбеков, директор Г. Столяров, художник А. Ненашев[1].
В основе произведения — сюжеты из жизни поэта, певца-композитора XIX века Биржан-сала и поэтессы Сары Тастанбеккызы(см. айтыс Биржана и Сары). В опере тесно переплетаются лирические (любовь Биржана и Сары) и социальные (отношение между Биржаном и волостным Жанботой) сюжеты. Образ поэта раскрывается в его песнях («Айтбай», «Жанбота», «Біржан сал», «Адасқақ» и других). Широко использованы национальные музыкальные формы (в т.ч. кюй «Соқыр Есжан» одноимённого композитора), обрядовый фольклор: «Жар-жар», плач-прощание невесты, поминальная песня и айтыс[1].
В 1958 году опера была показана во время Декады искусства и литературы Казахстана в Москве. Известный музыковед В. Виноградов отметил романтизм произведения, близкий по духу к казахским народным эпосам. В 1949 году авторам и исполнителям оперы присуждена Сталинская премия[1].
Либретто было адаптировано на турецкий язык, и опера была показана в Самсуне в 2013 году[2], а также в Стамбуле, Бурсе, Эскишехире и Анкаре в 2014 году[3].
Музыка - поэзия воздуха. Ж.П. Рихтер
Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль. Р. Вагнер
В наш уродливый и благоразумный век поэзия, живопись, музыка черпают вдохновение не из жизни, а друг у друга. Оскар Уайльд
Только величайшее искусство - музыка коснуться глубин души. Максим Горький
Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Антон Павлович Чехов
В Италии музыка стала нацией. У нас на севере дело обстоит совсем иначе; там музыка стала человеком и зовется Моцартом или Мейербером. Генрих Гейне
Утверждать, что невозможно любить одну и ту же женщину, так же бессмысленно, как полагать, что прославленному музыканту для исполнения разных мелодий потребны разные скрипки. Оноре де Бальзак.
Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства. Генрих Гейне
Музыка — универсальный язык человечества. Генри Уодсворт Лонгфелло
Только музыка имеет силу формировать характер… При музыки можно научить себя развивать правильные чувства. Аристотель
Величие искусства яснее всего проявляется в музыке. Иоганн Вольфганг Гёте
Музыка - это мыслящий шум. Виктор Мари Гюго
Музыка Вагнера лучше, чем она кажется на слух. Марк Твен
Музыка не имеет отечества; отечество ее - вся вселенная. Ф. Шопен
Актер - вот критик драмы. Музыкальный критик - это певец, или скрипач, или флейтист. Оскар Уайльд
Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу. П.И. Чайковский
Ритмичность прозы никогда не достигается искусственным путем. Ритм прозы зависит от таланта, от чувства языка, от хорошего «писательского слуха». Этот хороший слух в какой-то мере соприкасается со слухом музыкальным. Константин Паустовский
Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. П.И. Чайковский
Музыка образует середину между мыслью и явлением. Генрих Гейне