Из предложенного списка выберите русскую народную песню, которую использовал Н. А. Римский-Корсаков в опере "Сказка о царе Салтане". Укажите правильный вариант ответа: "Во поле берёза стояла" "Ах вы, сени, мои сени" "Во саду ли, в огороде"
Николай андреевич римский-корсаков - талантливый композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в музыки. родился в новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран европы и двух америк. музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста ф. канилле. и опять м.а., организатору "могучей кучки", который ввёл римского-корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора. центральное место в наследии римского-корсакова составляют оперы - 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк - при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. два основных направления отличают творчество композитора: первое - , второе - мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище "сказочник". кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности н.а.римский-корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей - даргомыжского, мусоргского и бородина. римский-корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель санкт-петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них прокофьев и стравинский.
Музыка первая часть начинается спокойной певучей мелодией струнных без сопровождения. ей отвечают мягкие аккорды валторн, поддержанные низ кими деревянными и литаврами. это главная партия сонатного аллегро. певучая мелодия подхватывается другими инструментами, развивается, распевается все шире. побочная партия — широкая лирическая мелодия, полная сердечного тепла, трепетная и увлеченная, звучит мягко и нежно у солирующей валторны, альтов и виолончелей на фоне взволнованного синкопированного аккомпанемента. она не создает контраста с первым образом, а дополняет его. заключительная тема основана на коротких мотивах, сходных по характеру с главной. после повторения экспозиции согласно классическим канонам, начинается разработка, в которой обе темы многообразно варьируются, приобретают напряженные, порой драматические черты. достигается лирическая кульминация части, после которой наступает реприза. вторая часть, по свидетельству ученика и друга калинникова, автора книги о нем пасхалова, возникла во время бессонницы: «все спит, из вне не доносится ни одного звука. но самая тишина вибрирует. ощущаешь пульсацию собственного сердца, душу охватывает чувство одиночества». среди напряженной тишины, ощущение которой так ярко передано в музыке начала анданте, возникают очертания прекрасного образа, манящей, может быть несбыточной, мечты. характер мелодий, звучание оркестра — все выдержано в пастельных тонах. задумчивой первой теме, как бы плывущей на фоне баюкающего аккомпанемента скрипок и арф, мягко контрастирует вторая — меланхоличная и томная мелодия, интонируемая гобоем. ее дополняет широкий распев всех высоких инструментов оркестра. как будто светлая мечта овладевает сознанием, заполняет все, вытесняя ощущение тишины. но вот, в репризе трёхчастной формы, возвращается первоначальное настроение, светлое видение рассеивается, воцаряется покой. третья часть — яркое, жизнерадостное широко развернутое скерцо, рисующее картины народного веселья. полная удали мужская пляска сменяется плавной грацией девичьего хоровода. легко и непринужденно плетется его кружевной узор. в прозрачном свирельном наигрыше солирующего гобоя (трио — средний раздел сложной трехчастной формы) звучат то задушевное грустное раздумье, то задор. возобновляется стремительная пляска, завершая полную жизни и красок картину. финал симфонии — развязка драматургического развития. он начинается как и первая часть — звучанием ее главной темы в унисонах струнной группы. дальше на протяжении финала, также написанного в сонатной форме, среди разнообразных сцен и настроений, в смене плясовых, танцевальных и лирически-напевных эпизодов возникают знакомые мотивы. звучат обе темы первой части, слышится свирельный напев средней части скерцо, появляется и задумчивая плывущая мелодия из анданте. но здесь она преображается: среди всеобщего шумного ликования, в триумфальном звучании валторн и тромбонов она возвещает о достижении заветной мечты. в радостном, торжественном ее характере слышатся гимнические черты.