Итоговый проект 9 класс тема: <<Музыкальные инструменты разных стран и
сформулировать актуальность(почему данную проблему нужно решать именно сегодня?) , проблему( почему?( это важно для меня лично), объект исследования, предмет исследования.
михаил иванович глинкамихаил иванович глинка является основоположником классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. его работы, опиравшиеся на многовековые традиции народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
родился в смоленской губернии, образование получил в санкт-петербурге. формированию мировозрения и основной идеи творчества михаила глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как а.с.пушкин, в.а.жуковский, а.с.грибоедов, а.а.дельвиг. творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени - в.беллини, г.доницетти, ф.мендельсоном и позже с г.берлиозом, дж.мейербером. успех пришел к м.и.глинке после постановки оперы "иван сусанин" ("жизнь за царя") (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. в.ф.одоевский охарактиризовал оперу "новая стихия в искусстве, и начинается в его новый период - период музыки".
вторая опера - эпическая "руслан и людмила" (1842), работа над которой велась на фоне смерти пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла м.и.глинке тяжелые переживания. после этого он много путешествовал, попеременно живя в россии и за рубежом, не прекращая сочинять. в его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. в 1990-х годах "патриотическая песня" михаила глинки была официальным гимном российской федерации.
цитата м.и.глинки: "чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой."
цитата о м.и.глинке: "вся симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии "камаринская". п.и.чайковский
интересный факт: михаил иванович глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был лёгок на подъем и прекрасно знал , возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.
2. александр порфирьевич бородин (1833—1887)
александр порьфирьевич бородиналександр порьфирьевич бородин, один из ведущих композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-, врачём, педагогом, критиком и обладал дарованием.
родился в санкт-петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и . а.п.бородин является композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке самостоятельной работе над овладением техникой композирования. на формирование а.п.бородина влияние оказало творчество м.и. глинки (как впрочем на всех композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события - во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой е.с.протопоповой, во-вторых, встреча с м.а. и вступление в творческое содружество композиторов, известного как "могучая кучка". в конце 1870-х и в 1880-х а.п.бородин много путешествует и гастролирует в европе и америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных композиторов в европе конца 19-го века.
центральное место в творчестве а.п.бородина занимает опера "князь игорь" (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья а.а.глазунов и н.а. римский-корсаков). в "князе игоре", на фоне величественных картин событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших людей и могучая сила всего народа, проявляющаяся при защите родины. несмотря на то, что а.п.бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество разноплановое и он считается одним из отцов симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения и зарубежных композиторов.
цитата о а.п.бородине: "талант бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой". в.в.стасов
интересный факт: именем бородина названа реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.
Музыки в учитель музыки старкова а.н.тема урока. в музыкальном театре. «мой народ - американцы». опера дж. гершвина «порги и бесс»тип урока. сообщение и усвоение новых знанийцель. знакомство с жизнью и творчеством дж. гершвина. дж. гершвин -создатель американской национальной классики xx в., первооткрыватель симфоджаза. «порги и бесс» -первая американская национальная .знать: - жизнь и творчество дж. гершвина; - драматургию развития оперы; - музыкальных жизненных событий.уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыкихоровое пение«острый ритм»- интонационная работавид контроля: устный контроль.слушание музыки.интонационно-образный и сравнительный анализ.межпредметные связи: архитектурные символы америки.закрепление и обобщение полученных на уроке знанийд/з: индивидуальные сообщения
ход урока.
1.вход.
в джазовом стиле «хлопай в такт, друг» .
2. актуализация.
глинка –это…( композитор)
опера «иван сусанин»- опера. руслан и людмила»-сказачно-эпическая.
в какой звучит полонез, мазурка?
кто сочинил оперу «князь игорь»? (а.бородин)
кто сочинил «ярославна»? (б.тищенко)
какое произведение легло в основу оперы «князь игорь», «ярославна»? (слово о полку игореве).
в начале xix века м. глинка – основоположник музыку народа.
ф.
э..
а в начале xx века-в америке формируется новый стиль на основе слияния музыки африканского и европейского народов. джаз основу которого составили протяжная песня блюз, духовная песня спиричуэл, ритмическая фигура синкопа.
рассказ о дж. гершвине.
определение симфоджаз.
слушание фрагментов: мюзикл «американец в париже», «рапсодия в блюзовых тонах», опера «порги и бесс».
итог урока. в творчестве дж.гершвина нашли отражение интонации афро-американского народа в джазовом стиле.
опера «порги и бесс». особенности драматургии.
опера "порги и бесс" - первая американская национальная опера (
композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан сша - негров. он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. по замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. в пьесе дюбоса и дороти хейуард "порги" (порги - имя главного героя), по которой написана опера, гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.
главным принципом сценической драматургии оперы является контраст. два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического кнфликта. это порги - бедный калека и спортинг лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. они борются за душу простой женщины - бесс, в которую влюблены. в финале оперы она все-таки уезжает со спортинг лайфом в поисках "шикарной" жизни. однако последняя песня, в которой порги поет о том, что собирается искать бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.
опера "порги и бесс" стала национальным достоянием америки и вошла в сокровишницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.
приложение1
лекции по музыкальной musike.ru: западноевропейская музыка 20 века
содержание оперы гершвина перекликается с лучшими произведениями американской реалистической – творчеством гарриет бичер-стоу, марка-твена, уильяма фолкнера, о. генри и других американских писателей, рассказывающих о жизни негритянской бедноты. чутьем истинного художника композитор понял, что именно на таком материале должна строиться национальная американская опера. в основе сюжета «порги и бесс» – картины быта маленького афроамериканского рыбацкого поселка, затерянного в глуши юга сша. здесь живут со своими семьями рыбаки, портовые грузчики, уличные торговцы, нищие.
ответ:
1. михаил иванович глинка (1804—1857)
михаил иванович глинкамихаил иванович глинка является основоположником классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. его работы, опиравшиеся на многовековые традиции народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
родился в смоленской губернии, образование получил в санкт-петербурге. формированию мировозрения и основной идеи творчества михаила глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как а.с.пушкин, в.а.жуковский, а.с.грибоедов, а.а.дельвиг. творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени - в.беллини, г.доницетти, ф.мендельсоном и позже с г.берлиозом, дж.мейербером. успех пришел к м.и.глинке после постановки оперы "иван сусанин" ("жизнь за царя") (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. в.ф.одоевский охарактиризовал оперу "новая стихия в искусстве, и начинается в его новый период - период музыки".
вторая опера - эпическая "руслан и людмила" (1842), работа над которой велась на фоне смерти пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла м.и.глинке тяжелые переживания. после этого он много путешествовал, попеременно живя в россии и за рубежом, не прекращая сочинять. в его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. в 1990-х годах "патриотическая песня" михаила глинки была официальным гимном российской федерации.
цитата м.и.глинки: "чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой."
цитата о м.и.глинке: "вся симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии "камаринская". п.и.чайковский
интересный факт: михаил иванович глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был лёгок на подъем и прекрасно знал , возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.
2. александр порфирьевич бородин (1833—1887)
александр порьфирьевич бородиналександр порьфирьевич бородин, один из ведущих композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-, врачём, педагогом, критиком и обладал дарованием.
родился в санкт-петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и . а.п.бородин является композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке самостоятельной работе над овладением техникой композирования. на формирование а.п.бородина влияние оказало творчество м.и. глинки (как впрочем на всех композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события - во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой е.с.протопоповой, во-вторых, встреча с м.а. и вступление в творческое содружество композиторов, известного как "могучая кучка". в конце 1870-х и в 1880-х а.п.бородин много путешествует и гастролирует в европе и америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных композиторов в европе конца 19-го века.
центральное место в творчестве а.п.бородина занимает опера "князь игорь" (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья а.а.глазунов и н.а. римский-корсаков). в "князе игоре", на фоне величественных картин событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших людей и могучая сила всего народа, проявляющаяся при защите родины. несмотря на то, что а.п.бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество разноплановое и он считается одним из отцов симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения и зарубежных композиторов.
цитата о а.п.бородине: "талант бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой". в.в.стасов
интересный факт: именем бородина названа реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.
объяснение:
ход урока.
1.вход.
в джазовом стиле «хлопай в такт, друг» .
2. актуализация.
глинка –это…( композитор)
опера «иван сусанин»- опера. руслан и людмила»-сказачно-эпическая.
в какой звучит полонез, мазурка?
кто сочинил оперу «князь игорь»? (а.бородин)
кто сочинил «ярославна»? (б.тищенко)
какое произведение легло в основу оперы «князь игорь», «ярославна»? (слово о полку игореве).
в начале xix века м. глинка – основоположник музыку народа.
ф.
э..
а в начале xx века-в америке формируется новый стиль на основе слияния музыки африканского и европейского народов. джаз основу которого составили протяжная песня блюз, духовная песня спиричуэл, ритмическая фигура синкопа.
рассказ о дж. гершвине.
определение симфоджаз.
слушание фрагментов: мюзикл «американец в париже», «рапсодия в блюзовых тонах», опера «порги и бесс».
итог урока. в творчестве дж.гершвина нашли отражение интонации афро-американского народа в джазовом стиле.
опера «порги и бесс». особенности драматургии.
опера "порги и бесс" - первая американская национальная опера (
композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан сша - негров. он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. по замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. в пьесе дюбоса и дороти хейуард "порги" (порги - имя главного героя), по которой написана опера, гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.
главным принципом сценической драматургии оперы является контраст. два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического кнфликта. это порги - бедный калека и спортинг лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. они борются за душу простой женщины - бесс, в которую влюблены. в финале оперы она все-таки уезжает со спортинг лайфом в поисках "шикарной" жизни. однако последняя песня, в которой порги поет о том, что собирается искать бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.
опера "порги и бесс" стала национальным достоянием америки и вошла в сокровишницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.
приложение1
лекции по музыкальной musike.ru: западноевропейская музыка 20 века
содержание оперы гершвина перекликается с лучшими произведениями американской реалистической – творчеством гарриет бичер-стоу, марка-твена, уильяма фолкнера, о. генри и других американских писателей, рассказывающих о жизни негритянской бедноты. чутьем истинного художника композитор понял, что именно на таком материале должна строиться национальная американская опера. в основе сюжета «порги и бесс» – картины быта маленького афроамериканского рыбацкого поселка, затерянного в глуши юга сша. здесь живут со своими семьями рыбаки, портовые грузчики, уличные торговцы, нищие.