Известный советский музыковед Б. Штейнпресс писал, что Алябьев своим романсовым творчеством проложил себе широкую дорогу по всей стране.
Во времена ссылки произведения Алябьева печатали под именем «Северный певец».
С 14 лет Александр Александрович занимался музыкой у известного педагога И. Миллера, который обучал многих знаменитых музыкантов.
Очень драматична и печальна судьба композитора, который был несправедливо обвинен. Это буквально разделило его жизнь на два контрастных периода. Это наложило отпечаток и на его творчество.
В 1810-х годах Алябьев написал свои первые сочинения (пьесы, вокальные произведения и струнный квартет) и они стали первыми образцами русской камерно-инструментальной музыки.
Наибольший отклик у молодого композитора вызывала поэзия В. Жуковского, затем его привлекло творчество А. Пушкина, А. Дельвига и Н. Огарева.
Знаменитый романс «Соловей» был издан в 1843 году, спустя 16 лет после премьеры в Большом театре.
Текст романса «Соловей» написан от лица девушки, однако его широко исполняют и мужчины. Известно, что впервые он был исполнен представителем противоположного пола – П. Булаховым.
В 1812 году Алябьев принял участие в военных действиях, сражаясь вместе с известнейшим Денисом Давыдовым. Ему прочили блестящую военную карьеру, но он предпочел вернуться к искусству.
Асафьев отзывался об Александре Александровиче, как об очень чутком и одаренном лирике, чьи романсы являются значимым опытом романтической лирики.
Очень важна была для творчества Алябьева встреча и последующая дружба с известным композитором А. Верстовским, который только начал сочинять музыку в 20-х годах. На протяжении всей жизни Александра Александровича длилась эта дружба. Именно благодаря своему товарищу, он обратил внимание на театральные жанры и стал работать над операми и водевилями. Некоторые из них Алябьев сочинял совестно с Верстовским.
Еще одной значительно работой Алябьева называют сборник «Голоса украинских песен», который он составил и записал вместе с известным украинским исследователем М. Максимовичем. Это издание стало сыграло исключительную роль в развитии музыки Украины в целом.
Долгое время назад исследователи спорили, кому принадлежит текст романса «Прощание с соловьем». Так, его ошибочно приписывали Дельвигу. Однако стало известно, что на самом деле стихотворение было написано Н. Кашинцовым, который специально сочинил свое произведение в подражание товарищу-поэту Дельвигу.
В XIX веке пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева — романсы «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова, «Нищая» на стихи П. Беранже в переводе Дмитрия Ленского.В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге, затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве. В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения[3].
Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии в 1813—1814 годов (3-й Украинский казачий полк — 1812 год, Иркутский и Ахтырский гусарский полк — 1813—1814 годы). Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, в боях на Рейне и взятии Парижа. Награждён орденом св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й степени и медалью «В память войны 1812 года». Окончил войну в чине ротмистра. Продолжил военную службу в Петербурге, где в 1815 году сочинил одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк».
В начале 1825 года Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Тимофея М. Времева на почтовой станции в деревне Чертаново Московской губернии. Это происшествие описано А. Ф. Писемским в романе «Масоны»[4] (1880—1881). Несмотря на недоказанность обвинения, был приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.
Алябьев был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Офросимовой, урожд. Римской-Корсаковой (1803—1854), с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), которую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 года. Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.В 1920—1930-е годы некрополь Симонова монастыря был разрушен. 24 февраля 2009 года состоялась торжественная церемония открытия памятного креста на символической могиле композитора Александра Алябьева в Москве, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове
.
Объяснение:
Известный советский музыковед Б. Штейнпресс писал, что Алябьев своим романсовым творчеством проложил себе широкую дорогу по всей стране.
Во времена ссылки произведения Алябьева печатали под именем «Северный певец».
С 14 лет Александр Александрович занимался музыкой у известного педагога И. Миллера, который обучал многих знаменитых музыкантов.
Очень драматична и печальна судьба композитора, который был несправедливо обвинен. Это буквально разделило его жизнь на два контрастных периода. Это наложило отпечаток и на его творчество.
В 1810-х годах Алябьев написал свои первые сочинения (пьесы, вокальные произведения и струнный квартет) и они стали первыми образцами русской камерно-инструментальной музыки.
Наибольший отклик у молодого композитора вызывала поэзия В. Жуковского, затем его привлекло творчество А. Пушкина, А. Дельвига и Н. Огарева.
Знаменитый романс «Соловей» был издан в 1843 году, спустя 16 лет после премьеры в Большом театре.
Текст романса «Соловей» написан от лица девушки, однако его широко исполняют и мужчины. Известно, что впервые он был исполнен представителем противоположного пола – П. Булаховым.
В 1812 году Алябьев принял участие в военных действиях, сражаясь вместе с известнейшим Денисом Давыдовым. Ему прочили блестящую военную карьеру, но он предпочел вернуться к искусству.
Асафьев отзывался об Александре Александровиче, как об очень чутком и одаренном лирике, чьи романсы являются значимым опытом романтической лирики.
Очень важна была для творчества Алябьева встреча и последующая дружба с известным композитором А. Верстовским, который только начал сочинять музыку в 20-х годах. На протяжении всей жизни Александра Александровича длилась эта дружба. Именно благодаря своему товарищу, он обратил внимание на театральные жанры и стал работать над операми и водевилями. Некоторые из них Алябьев сочинял совестно с Верстовским.
Еще одной значительно работой Алябьева называют сборник «Голоса украинских песен», который он составил и записал вместе с известным украинским исследователем М. Максимовичем. Это издание стало сыграло исключительную роль в развитии музыки Украины в целом.
Долгое время назад исследователи спорили, кому принадлежит текст романса «Прощание с соловьем». Так, его ошибочно приписывали Дельвигу. Однако стало известно, что на самом деле стихотворение было написано Н. Кашинцовым, который специально сочинил свое произведение в подражание товарищу-поэту Дельвигу.
В XIX веке пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева — романсы «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова, «Нищая» на стихи П. Беранже в переводе Дмитрия Ленского.В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге, затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве. В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения[3].
Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии в 1813—1814 годов (3-й Украинский казачий полк — 1812 год, Иркутский и Ахтырский гусарский полк — 1813—1814 годы). Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, в боях на Рейне и взятии Парижа. Награждён орденом св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й степени и медалью «В память войны 1812 года». Окончил войну в чине ротмистра. Продолжил военную службу в Петербурге, где в 1815 году сочинил одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк».
В начале 1825 года Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Тимофея М. Времева на почтовой станции в деревне Чертаново Московской губернии. Это происшествие описано А. Ф. Писемским в романе «Масоны»[4] (1880—1881). Несмотря на недоказанность обвинения, был приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.
Алябьев был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Офросимовой, урожд. Римской-Корсаковой (1803—1854), с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), которую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 года. Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.В 1920—1930-е годы некрополь Симонова монастыря был разрушен. 24 февраля 2009 года состоялась торжественная церемония открытия памятного креста на символической могиле композитора Александра Алябьева в Москве, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове