Объяснение:Казахский народный музыкант, композитор, домбрист, автор кюев (пьес для домбры). Оказал большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры.
Курмангазы родился в начале XIX века в Западном Казахстане, в местности Жидели Жангалийского района Уральской области, в семье бедного кочевника. С раннего детства занимался игрой на домбре. Его наставником в исполнении кюев был известный кюйши Узак. Игрой на домбре юный Курмангазы вызывал симпатии окружающих. Творческие успехи композитора и восхождение его к высотам в исполнении кюев связаны с влиянием известных мастеров этого дела Бокейской орды, таких, как Байжума, Баламайсан, Байбакты, Сокыр Есжан. Курмангазы, воспитанный на их творчестве, стал признанным казахским народным композитором. Кюи Курмангазы были подобны поэтическому девизу, поднимающему свободолюбивый дух казахского народа, великой эпопее национальной истории, написанной языком мелодий.
Стержневые мотивы в его творчестве — освобождение народа и свобода личности. В произведениях Курмангазы особое место занимает национально-освободительная борьба 30-х годов XIX века. Он был очевидцем народного восстания казахов Букеевской орды (1836—1837) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Жангира. Один из первых кюев «Кiшкентай» («Малый») — был посвящен народному восстанию. В последовавших за этим кюях «Ақбай» «Ақсақ киiк», «Түрмеден қашқан», «Адай» композитор выражает стремление народа к свободе, к борьбе против несправедливости. В произведениях Курмангазы изображены различные социально-психологические обстоятельства взаимоотношений между человеком и обществом. В его кюях «Аман бол, шешем, аман бол», «Қайран шешем», «Ертең кетем», «Бұқтым-бұқтым» отчетливо прослеживается ритм человеческого голоса. Кюи «Балбырауын», «Әсем» написаны в игровом, празднично приподнятом ритме.
За открытую критику богатых Курмангазы подвергался преследованиям. Его неоднократно заключали в тюрьму, но дух композитора, боровшегося за освобождение своего народа, был непоколебим. В тюрьмах Уральска, Оренбурга, Уркита он написал кюи «Алатау», «Сарыарка», в которых передал свои глубокие раздумья о независимости и свободе народа.
Курмангазы был знаком с представителями русской прогрессивной культуры — филологами, историками, этнографами, которые собирали материал о казахской музыке, музыкантах и народных инструментах. Современник Курмангазы Сагырбаева уральский журналист и поэт Н. Савичев в газете «Уральские войсковые ведомости» писал: «Сагырбаев — редкая музыкальная душа и, получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины…». Кюй «Лаушкен» Курмангазы посвятил русскому другу, который ему в трудные минуты жизни. Его дружеские чувства отражены также в кюях «Машина», «Перовский марш» и других.
1880 году он переехал в местность Сакма под Астраханью. Курмангазы, бывший в большом почете среди местных жителей, воспитал своих наследников: Д. Нурпеисову, Е. Есжанова, М. Сулейменова. Другие домбристы того времени, такие, как Кокбала, Менетай, Менкара, Сугирали, Торгайбай, Шора считали Курмангазы своим наставником.
К настоящему времени сохранилось 60 кюев Курмангазы. Вершиной творчества Курмангазы является кюй «Сары-Арка» наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахской степи. Особые приемы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи. Среди них были Махамбет Утемисов, Дина Нурпеисова, Ергали Ещанов и другие.
Такие произведения К. Сагырбаева, как «Байжұма», «Бозқоңыр», показывают его как великолепного мастера искусства кюя. Курмангазы прославился особым талантом исполнения кюев и умением выразить мелодию. В кюе «Итог» он подвел итоги тяжелого, полного мучений, жизненного пути. В своих произведениях композитор повествует об истории народа, о связи жизни человека с окружающей его природой.
Казахстанский композитор и собиратель фольклорной музыки Евгений Брусиловский был первым, кто взялся за реабилитацию имени гениального Курмангазы, слывшего в казахской степи «неуправляемым разбойником». Популярность музыки Курмангазы в наше время, присвоение его имени Алма-Атинской консерватории — одна из величайших заслуг Брусиловского.
В творчестве казахского народа кюи Курмангазы занимают важное историческое место. Он внес значительный вклад в развитие культуры народа. МузыкаКурмангазы имеет большое влияние на творчество композиторов Казахстана.
Композиторы Казахстана широко использовали его кюи в своих больших и малых произведениях: были поставлены танцы, спектакли, кинофильмы, кюи включались и в хоровую музыку. А. Тжибаев написал слова для кюев «Көбiк
шашқан», «Қайран шешем», исполняемых хором, а композиторы Е. Брусиловский, А. Зильбер, Г. Жубанова, Л. Хамиди, М. Койшыбаев использовали произведения Курмангазы в симфониях и операх.
Именем Курмангазы названы учебные заведения, музыкальные коллективы, улицы и районы.
Объяснение:Казахский народный музыкант, композитор, домбрист, автор кюев (пьес для домбры). Оказал большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры.
Курмангазы родился в начале XIX века в Западном Казахстане, в местности Жидели Жангалийского района Уральской области, в семье бедного кочевника. С раннего детства занимался игрой на домбре. Его наставником в исполнении кюев был известный кюйши Узак. Игрой на домбре юный Курмангазы вызывал симпатии окружающих. Творческие успехи композитора и восхождение его к высотам в исполнении кюев связаны с влиянием известных мастеров этого дела Бокейской орды, таких, как Байжума, Баламайсан, Байбакты, Сокыр Есжан. Курмангазы, воспитанный на их творчестве, стал признанным казахским народным композитором. Кюи Курмангазы были подобны поэтическому девизу, поднимающему свободолюбивый дух казахского народа, великой эпопее национальной истории, написанной языком мелодий.
Стержневые мотивы в его творчестве — освобождение народа и свобода личности. В произведениях Курмангазы особое место занимает национально-освободительная борьба 30-х годов XIX века. Он был очевидцем народного восстания казахов Букеевской орды (1836—1837) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Жангира. Один из первых кюев «Кiшкентай» («Малый») — был посвящен народному восстанию. В последовавших за этим кюях «Ақбай» «Ақсақ киiк», «Түрмеден қашқан», «Адай» композитор выражает стремление народа к свободе, к борьбе против несправедливости. В произведениях Курмангазы изображены различные социально-психологические обстоятельства взаимоотношений между человеком и обществом. В его кюях «Аман бол, шешем, аман бол», «Қайран шешем», «Ертең кетем», «Бұқтым-бұқтым» отчетливо прослеживается ритм человеческого голоса. Кюи «Балбырауын», «Әсем» написаны в игровом, празднично приподнятом ритме.
За открытую критику богатых Курмангазы подвергался преследованиям. Его неоднократно заключали в тюрьму, но дух композитора, боровшегося за освобождение своего народа, был непоколебим. В тюрьмах Уральска, Оренбурга, Уркита он написал кюи «Алатау», «Сарыарка», в которых передал свои глубокие раздумья о независимости и свободе народа.
Курмангазы был знаком с представителями русской прогрессивной культуры — филологами, историками, этнографами, которые собирали материал о казахской музыке, музыкантах и народных инструментах. Современник Курмангазы Сагырбаева уральский журналист и поэт Н. Савичев в газете «Уральские войсковые ведомости» писал: «Сагырбаев — редкая музыкальная душа и, получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины…». Кюй «Лаушкен» Курмангазы посвятил русскому другу, который ему в трудные минуты жизни. Его дружеские чувства отражены также в кюях «Машина», «Перовский марш» и других.
1880 году он переехал в местность Сакма под Астраханью. Курмангазы, бывший в большом почете среди местных жителей, воспитал своих наследников: Д. Нурпеисову, Е. Есжанова, М. Сулейменова. Другие домбристы того времени, такие, как Кокбала, Менетай, Менкара, Сугирали, Торгайбай, Шора считали Курмангазы своим наставником.
К настоящему времени сохранилось 60 кюев Курмангазы. Вершиной творчества Курмангазы является кюй «Сары-Арка» наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахской степи. Особые приемы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи. Среди них были Махамбет Утемисов, Дина Нурпеисова, Ергали Ещанов и другие.
Такие произведения К. Сагырбаева, как «Байжұма», «Бозқоңыр», показывают его как великолепного мастера искусства кюя. Курмангазы прославился особым талантом исполнения кюев и умением выразить мелодию. В кюе «Итог» он подвел итоги тяжелого, полного мучений, жизненного пути. В своих произведениях композитор повествует об истории народа, о связи жизни человека с окружающей его природой.
Казахстанский композитор и собиратель фольклорной музыки Евгений Брусиловский был первым, кто взялся за реабилитацию имени гениального Курмангазы, слывшего в казахской степи «неуправляемым разбойником». Популярность музыки Курмангазы в наше время, присвоение его имени Алма-Атинской консерватории — одна из величайших заслуг Брусиловского.
В творчестве казахского народа кюи Курмангазы занимают важное историческое место. Он внес значительный вклад в развитие культуры народа. МузыкаКурмангазы имеет большое влияние на творчество композиторов Казахстана.
Композиторы Казахстана широко использовали его кюи в своих больших и малых произведениях: были поставлены танцы, спектакли, кинофильмы, кюи включались и в хоровую музыку. А. Тжибаев написал слова для кюев «Көбiк
шашқан», «Қайран шешем», исполняемых хором, а композиторы Е. Брусиловский, А. Зильбер, Г. Жубанова, Л. Хамиди, М. Койшыбаев использовали произведения Курмангазы в симфониях и операх.
Именем Курмангазы названы учебные заведения, музыкальные коллективы, улицы и районы.