Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м. Это были вариации на неизменную тему в форме пассакальи, по замыслу сходные с «Болеро» Мориса Равеля. Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в страшный символ подавления[1]. В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но не опубликовал и публично не исполнял[1]. Когда летом 1941 года композитор начал писать новую симфонию, пассакалья превратилась в большой вариационный эпизод, заменивший разработку в первой её части, законченной в августе[1][2].
В сентябре 1941 года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей[1]. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте[3]. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония[1].
Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда[1]. 29 марта под управлением С. Самосуда симфония была впервые исполнена в Москве. Чуть позже симфонию исполнил оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, находившийся в то время в эвакуации в Новосибирске[1].
Зарубежная премьера Седьмой симфонии состоялась 22 июня 1942 года в Лондоне — её исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда. 19 июля 1942 года состоялась американская премьера симфонии в Нью-Йорке — её исполнил Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижёра Артуро Тосканини[1].
Симфония №8
Шуберт создавал симфонию сначала в виде наброска («дирекциона») на двух строчках и лишь затем — в партитуре. Сохранились наброски-дирекционы трёх частей, в партитуре Шуберт записал лишь две первые части симфонии, сохранилось также начало партитуры третьей части[2].Симфония посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце, которому в 1824 году были представлены 2 первые части[источник не указан 1432 дня].Рукопись была сохранена другом Шуберта Ансельмом Хюттенбреннером, у которого её обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек, впервые исполнивший симфонию в концерте венского Общества любителей музыки 17 декабря 1865 года[3][2]. (Прозвучали завершённые Шубертом первые две части, а вместо отсутствующих 3-й и 4-й частей была исполнена финальная часть из ранней Третьей симфонии Шуберта ре мажор DV 200.)В 1866 году симфония была опубликована (в виде первых двух частей).После 1822 года Шуберт к симфонии не возвращался, причины прекращения работы над ней неизвестны.Не исключено, что 3-я и 4-я часть симфонии были попросту утрачены, так как рукописи её хранились у других людей.
«Осовременивание» классики на сегодняшний день является достаточно распространенной и модной тенденцией. Услышать давно знакомые и любимые классические вещи в обновленном варианте не составляет особого труда: звучат они повсеместно. Однако такая деятельность вызывает много споров.
Истинные ценители академической музыки считают, что великие творения неприкосновенны, и экспериментировать с ними ни в коем случае нельзя. И, как бы, извиняясь за тавтологию, аргументируют: «Классика должна оставаться классикой, на то она и классика!» Явление образцовое, а значит, вариант единичный, и все тут.
А вот добрая половина любителей музыкального искусства поддерживает это модное веяние. Ведь хорошо известные, а иногда и совсем неизвестные сочинения далекого совершая путешествие сквозь века, естественным образов «вписываются» в современную культуру, приобретая новую, насыщенную яркими красками, жизнь. Звучат ли классические произведения в исполнении нового музыкального инструмента, или в достаточно смелой аранжировке или вообще, в рок обработке – и хорошо, что звучат! Популяризировать классику можно и нужно. Это отличный познакомить с ней молодое поколение, сохранив при этом традиции предшествующих столетий.
Симфония №7
Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м. Это были вариации на неизменную тему в форме пассакальи, по замыслу сходные с «Болеро» Мориса Равеля. Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в страшный символ подавления[1]. В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но не опубликовал и публично не исполнял[1]. Когда летом 1941 года композитор начал писать новую симфонию, пассакалья превратилась в большой вариационный эпизод, заменивший разработку в первой её части, законченной в августе[1][2].
В сентябре 1941 года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей[1]. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте[3]. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония[1].
Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда[1]. 29 марта под управлением С. Самосуда симфония была впервые исполнена в Москве. Чуть позже симфонию исполнил оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, находившийся в то время в эвакуации в Новосибирске[1].
Зарубежная премьера Седьмой симфонии состоялась 22 июня 1942 года в Лондоне — её исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда. 19 июля 1942 года состоялась американская премьера симфонии в Нью-Йорке — её исполнил Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижёра Артуро Тосканини[1].
Симфония №8
Шуберт создавал симфонию сначала в виде наброска («дирекциона») на двух строчках и лишь затем — в партитуре. Сохранились наброски-дирекционы трёх частей, в партитуре Шуберт записал лишь две первые части симфонии, сохранилось также начало партитуры третьей части[2].Симфония посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце, которому в 1824 году были представлены 2 первые части[источник не указан 1432 дня].Рукопись была сохранена другом Шуберта Ансельмом Хюттенбреннером, у которого её обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек, впервые исполнивший симфонию в концерте венского Общества любителей музыки 17 декабря 1865 года[3][2]. (Прозвучали завершённые Шубертом первые две части, а вместо отсутствующих 3-й и 4-й частей была исполнена финальная часть из ранней Третьей симфонии Шуберта ре мажор DV 200.)В 1866 году симфония была опубликована (в виде первых двух частей).После 1822 года Шуберт к симфонии не возвращался, причины прекращения работы над ней неизвестны.Не исключено, что 3-я и 4-я часть симфонии были попросту утрачены, так как рукописи её хранились у других людей.
«Осовременивание» классики на сегодняшний день является достаточно распространенной и модной тенденцией. Услышать давно знакомые и любимые классические вещи в обновленном варианте не составляет особого труда: звучат они повсеместно. Однако такая деятельность вызывает много споров.
Истинные ценители академической музыки считают, что великие творения неприкосновенны, и экспериментировать с ними ни в коем случае нельзя. И, как бы, извиняясь за тавтологию, аргументируют: «Классика должна оставаться классикой, на то она и классика!» Явление образцовое, а значит, вариант единичный, и все тут.
А вот добрая половина любителей музыкального искусства поддерживает это модное веяние. Ведь хорошо известные, а иногда и совсем неизвестные сочинения далекого совершая путешествие сквозь века, естественным образов «вписываются» в современную культуру, приобретая новую, насыщенную яркими красками, жизнь. Звучат ли классические произведения в исполнении нового музыкального инструмента, или в достаточно смелой аранжировке или вообще, в рок обработке – и хорошо, что звучат! Популяризировать классику можно и нужно. Это отличный познакомить с ней молодое поколение, сохранив при этом традиции предшествующих столетий.