В кантате 7 частей: «Русь под игом монгольским». «Песня об Александре Невском». «Крестоносцы во Пскове». «Вставайте, люди русские». «Ледовое побоище». «Мёртвое поле». «Въезд Александра во Псков».
«Песня об А. Невском». Часть похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе русских над шведами и даётся предостережение: «Кто придёт на Русь, будет насмерть бит». Основная мелодия («А и было дело на Неве реке») -повествовательная, размеренная. Здесь нет привычных для русских песен распевов. Почти каждый слог произносится на один звук.
«Вставайте, люди русские». Это хоровая песня совершенно иного характера. Не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. С давних пор на Руси существовал обычай -возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в первой части. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки. Во второй части появляется новая тема - певучая, привольная, светлая («На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»).
«Мёртвое поле». Образ лирический и скорбный. Здесь поёт один только женский голос в сопровождении оркестра. В фильме эта музыка связана с таким эпизодом: после Ледового побоища, закончившегося победой дружины А. Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей. Интонации плача, идущие от русских народных причетов, слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия замечательна сочетанием напряженной выразительности и сдержанности. Мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.
ответ ;Запросто! Вот мой экспромт.. . Жил-был султан. И было у него три сына. И решил он узнать какой из них более всех его любит. И спросил, КАК вы любите отца своего. Старший сказал, что любит его больше золота. Средний сказал, что любит его больше верного своего клинка и чести война, а младший молвил, что больше соли любит отца. отец прогневался, мол сравнил самого могущественного султана с солью и прогнал, под смех братьев. скитался младший по миру, пока не зашел к одному старику в хижину. Старик был колдун, но не выдал себя, принял парня и тот стал у него жить по хозяйству. А в это время в королевстве вся соль исчезла и никто к султану в гости не приезжал (еда была без соли не вкусной) , дочерей в жены его сынам его не отдавали, так как даже соли-то у него нет. Помрачнели все, загоревал султан, понял цену соли. А колдун дал парню мешок соли и рассказал секретное место где соль добыть, да отправил домой. Как же все обрадовались. Султан прощения попросил, и понял, кто его больше всех на самом деле любит.
«Русь под игом монгольским».
«Песня об Александре Невском».
«Крестоносцы во Пскове».
«Вставайте, люди русские».
«Ледовое побоище».
«Мёртвое поле».
«Въезд Александра во Псков».
«Песня об А. Невском». Часть похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе русских над шведами и даётся предостережение: «Кто придёт на Русь, будет насмерть бит».
Основная мелодия («А и было дело на Неве реке») -повествовательная, размеренная. Здесь нет привычных для русских песен распевов. Почти каждый слог произносится на один звук.
«Вставайте, люди русские». Это хоровая песня совершенно иного характера. Не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. С давних пор на Руси существовал обычай -возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в первой части. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки. Во второй части появляется новая тема - певучая, привольная, светлая («На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»).
«Мёртвое поле». Образ лирический и скорбный. Здесь поёт один только женский голос в сопровождении оркестра. В фильме эта музыка связана с таким эпизодом: после Ледового побоища, закончившегося победой дружины А. Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей. Интонации плача, идущие от русских народных причетов, слышатся в музыке Прокофьева.
Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия замечательна сочетанием напряженной выразительности и сдержанности. Мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.
ответ ;Запросто! Вот мой экспромт.. . Жил-был султан. И было у него три сына. И решил он узнать какой из них более всех его любит. И спросил, КАК вы любите отца своего. Старший сказал, что любит его больше золота. Средний сказал, что любит его больше верного своего клинка и чести война, а младший молвил, что больше соли любит отца. отец прогневался, мол сравнил самого могущественного султана с солью и прогнал, под смех братьев. скитался младший по миру, пока не зашел к одному старику в хижину. Старик был колдун, но не выдал себя, принял парня и тот стал у него жить по хозяйству. А в это время в королевстве вся соль исчезла и никто к султану в гости не приезжал (еда была без соли не вкусной) , дочерей в жены его сынам его не отдавали, так как даже соли-то у него нет. Помрачнели все, загоревал султан, понял цену соли. А колдун дал парню мешок соли и рассказал секретное место где соль добыть, да отправил домой. Как же все обрадовались. Султан прощения попросил, и понял, кто его больше всех на самом деле любит.