Фрагмент урока "Вечер" (Салманов В.Н.). 1 класс, 2 четверть, 6 урок
1. Сведения о произведении (история создания, общие сведения о композиторе, авторе текста, исполнителе и т.д.).
2. Вступительное слово учителя (для детей, исходя из темы четверти, урока, его цели, задачи и возраста учащихся).
3. Формулировка вопроса перед прослушиванием (что учащиеся должны услышать, на что обратить внимание и т.д.).
4. Возвращение к заданному вопросу (повторить вопрос, дать варианты ответов, возможны пояснения и уточнения ответов).
5. Анализ произведения (исходя из целей произведения в уроке).
6. Подведение итога работы над произведением (слово учителя).
Крестьяне села Домнино счастливо встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ожидает возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину внятны чувства дочке, но он хочет подготовить её к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время теперь думать о свадьбе. Непредвиденно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес счастливую весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он возвратился в родное село. Вначале Сусанин непреклонен, но, узнав, что недруги осаждены В городе Москва, дает согласие. В старом польском замке короля Сигизмунда III легкомысленно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ясно освещенная зала полна радующихся гостей. Неожиданно танцы прерываются происхождением гонца. Он информирует о разгроме наемных войск и осаде польского отряда В городе Москва. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в поединок, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «неприятных смердов». В доме Сусанина подготавливаются к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти совместно с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Внезапно слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им необходим проводник, дабы пройти к Москве. Бесполезно недруги уговаривают Сусанина — он не будет предателем. Тогда поляки делают предложение Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от недругов он посылает Ваню предупредить Минина об угрозы и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за недругами. Ваня уведомляет русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны смелости разгромить недругов и Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу недругу. Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Недруги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ожидает гибель: поляки чуют правду. Трудно гибнуть, но свой кредит он исполнил. Подымается вьюга, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам ужасную правду. Взбешенные поляки убивают его. В городе Москва, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Тут же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над
ГлавнаяРепетиторыКак мы
Вход для репетиторов
Логин
Пароль
Запомнить меня
Забыли пароль?Забыли логин?Регистрация
Контакты:
телефон:
+7 (921) 944-77-38
e-mail:
[email protected]
skype:
inforepetitor call-center
Классическая музыка и современность
Не секрет,что сегодня классика занимает отнюдь не лидирующее положение:коммерческий шоу-бизнес,джазовая музыка,различные фолк-направления оттянули слушательскую массу из академических залов.Сегодняшний слушатель может выбирать,куда ему пойти,в то время как еще каких-нибудь сто лет назад классика занимала все музыкальное пространство,располагая своего рода монополией на слушательский интерес.Откуда же взялась столь высокая и довлеющая конкуренция?
Все сегодняшние течения и направления явяляются отпочковавшимися от все той же классики.Что собой представлял джаз в начале 20 века?Это,прежде всего,музыка Гершвина,которая написана для симфонического оркестра или какого-либо инструмента(рояль),то есть все та же классика,в которой зазвучали новые(блюзовые) интонации.Духовые оркестры,ставшие играть джаз,-это часть все того же симфонического оркестра,лишенная двух остальных групп.Ритмическое начало,столь развитое в джазовой музыке,представляет собой часть музыкального триумвирата вообще:мелодия,гармония,ритм(в любом порядке).Бум импровизации,которой так гордятся джазмены и -вумены,классическая музыка переживала в первой половине 19 века(Бетховен-самая крупная фигура этого направления-виртуозный пианист-импровизатор,снискавший на этой ниве хвалебный отзыв Моцарта).Оставалось только вспомнить об этом 50-60 лет спустя и преподнести импровизацию как новацию,долженствовавшую поразить слух.
Двадцатый век вносит свою и хорошую,и плохую лепту в дело модернизации классической музыки:количество концепций,инноваций,наконец,попыток просто "хорошо забыть старое" и построить на его основе новое превосходит все мыслимые ожидания:Стравинский,Шенберг,Шестерка,Шостакович,Прокофьев...В то же время развивается коммерция,и музыка,до сих пор покупаемая монаршими и около особами, все более и более становится товаром широкого потребления.Особенно явственно эта тенденция нарастает во второй половине 20 века,когда на смену отгремевшим катаклизмам планетарного масштаба приходит относительное умиротворение под чистым небом.Развившийся шоу-бизнес,прибытие которого в Россию оттормаживается советским строем(при котором государство еще выступает в качестве покупателя произведений классической музыки),оттесняет сложную по своему устройству классику с передовых рубежей.Взяв от классической тональной системы некоторый приемы(мелодия плюс сопровождение плюс остинатный ритм,что уже несет в себе признаки гомофонно-гармонического строя),адепты масскультуры начинают активно и успешно "толкать" отработанный мастерами классики стандарт в продажу."Загнать",как выражался Шостакович,произведения,например,сифонического характера становится все труднее,а то и вовсе невозможно,и классика,таким образом, напарывается на то,за что боролась:бывшее элитным искусство становится доступно широкому кругу потребителей,существенно снижается уровень продукта,заслушиваются до "тошноты",кроме того,что клонируются друг у друга "композиторами",бывшие некогда интересными приемы письма.
Сегодня автору,имеющему смелость писать для симфонического оркестра,необходимо иметь или достаточное состояние,чтобы исполнить,издать и записать сочинения(т.е.музыка снова становиться забавой для состоятельных людей типа Эстергази,оркестром которого руководил Гайдн),или достаточную долю самурайского альтруизма,чтобы писать в стол(не так ли жил Бах?).Все возвращается на круги своя...
рада