1. Романс - это лирическая песня, практически всегда о любви, которая исполняется для конкретного человека. Песни же могут быть на совершенно любую тему и может быть любого характера (не только лирического). 2. В романсах певец рассказывает слушателям о своих чувствах и личных переживаниях, поэтому романсы, в отличие от песен, не рассчитаны на то, чтобы они исполнялись в большом кругу людей. Песни, напротив, исполняются на сцене при большой аудитории. 3. В песнях упор делается на запоминающийся припев и мотив. В романсах главное - глубина чувств, которую певец пытается донести до слушателей и объекта своего обожания. Мелодии - незамысловатые, а припева же зачастую романс не имеет. 4. Романс исполняется сольно и в сопровождении одного инструмента (обычно это гитара или фортепиано), песня может исполняться и группой людей, в аккомпанементе могут применяться любые инструменты и в любом количестве
Спи, дитя мое, усни! В няньки сон к себе мани: В няньки я тебе взяла Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой; Солнце скрылось под водой; Ветер после трех ночей Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать: "Где изволил пропадать? Али звезды воевал? Али волны всё гонял?"
"Не гонял я волн морских, Звезд не трогал золотых, - Я дитя оберегал, Колыбелечку качал!"
1860
«Стихотворения А. Н. Майкова», СПБ. 1872 г., ч. 2
Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952
Из цикла «Новогреческие песни». Музыка Петра Чайковского (1873), В. И. Ребикова (вокальная сцена, 1892), Н. М. Ладухина (1895), Антона Аренского (1902), А. Г. Чеснокова (1907) и других (более 20) композиторов. Стихотворения Аполлона Майкова «Мать и дети», «Колыбельная», «Весна», «Сенокос» входили в «Родное слово» К. Д. Ушинского – самую популярную книгу после азбуки, выдержавшую более 90 изданий. Не меньшей популярностью пользовались и детские песни на эти стихи, входившие в репертуар всех детских хоров.
2. В романсах певец рассказывает слушателям о своих чувствах и личных переживаниях, поэтому романсы, в отличие от песен, не рассчитаны на то, чтобы они исполнялись в большом кругу людей. Песни, напротив, исполняются на сцене при большой аудитории.
3. В песнях упор делается на запоминающийся припев и мотив. В романсах главное - глубина чувств, которую певец пытается донести до слушателей и объекта своего обожания. Мелодии - незамысловатые, а припева же зачастую романс не имеет.
4. Романс исполняется сольно и в сопровождении одного инструмента (обычно это гитара или фортепиано), песня может исполняться и группой людей, в аккомпанементе могут применяться любые инструменты и в любом количестве
Слова Аполлона Майкова
Спи, дитя мое, усни!
В няньки сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер после трех ночей
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"
"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых, -
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!"
1860
«Стихотворения А. Н. Майкова», СПБ. 1872 г., ч. 2
Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952
Из цикла «Новогреческие песни». Музыка Петра Чайковского (1873), В. И. Ребикова (вокальная сцена, 1892), Н. М. Ладухина (1895), Антона Аренского (1902), А. Г. Чеснокова (1907) и других (более 20) композиторов. Стихотворения Аполлона Майкова «Мать и дети», «Колыбельная», «Весна», «Сенокос» входили в «Родное слово» К. Д. Ушинского – самую популярную книгу после азбуки, выдержавшую более 90 изданий. Не меньшей популярностью пользовались и детские песни на эти стихи, входившие в репертуар всех детских хоров.