Данило I Романович (1201—1264) — князь Галицько-Волинський і Великий князь Київський (1240), король Русі (1253). Син князя Романа II Мстиславича з династії Рюриковичів. Після тривалої та напруженої боротьби відновив і розбудував Галицько-Волинську державу, створену його батьком. З перемінним успіхом чинив впертий опір монгольскій експансії, одночасно нейтралізуючи мілітарні спроби західних сусідів втручатися у внутрішні справи його держави.
Сприяв розвитку міст, залучаючи туди ремісників і купців. За його правління були побудовані Холм, Львів, Кременець, Данилів, Стіжок, відновлений Дорогочин. Переніс столицю Галицько-Волинського князівства з Галича до Холму.
Час його князювання був добою найбільшого економічно-культурного піднесення та політичного посилення Галицько-Волинської держави. Маючи кордони по Карпатах, Дніпру та Дунаю, за його правління вона зробилася найбільшою державою в Європі, стала праобразом першої української національної держави.
1223 — разом з іншими руськими князями брав участь у битві на р. Калка проти монголів. Був поранений у груди й відступив з поля битви.
Вів боротьбу з феодальними уособицями, викликаними прагненнями галицької боярської верхівки та чернігово-сіверського і київського князів не допустити зміцнення влади Данила і його брата Василька в Галицько-Волинському князівстві. Опирався на підтримку дрібних і середніх служивих феодалів та міщан, зацікавлених у зміцненні княжої влади.
Проводив активну прозахідну політику. Під його владою поширювалися західноєвропейські культурні впливи, прищеплювалися відповідні державні адміністративні форми, зокрема в житті міст. Побудував ряд нових міст (Холм, Львів тощо), переніс столицю з Галича — міста боярських заколотів — до Холму
Подробнее - на -
1.тема судьбы у Бетховена в симфонии №5, грозная интонация, своеобразный ритмический рисунок.
2. Сольная скрипичная тема образа Шахерезады у Римского-Корсакова в симфонической поэме "Шахерезада" - очень напевеная, нежная, с восточным колоритом и повествовательной интонацией. . (Основные виды интонаций: вопросительная, восклицательная, повествовательная. )
3. Пьеса Д. Кабалевского "Клоуны" - быстрый ритм, весёлая скороговорка, подвижность, резкость, игривость.
Если взять на стыке с литературой, то музыкальная пьеса С. Прокофьева "Болтунья" на стихи А. Барто
первый вопрос-ответ на картинке.2)прощание с петербургом» — единственный вокальный цикл глинки, хотя романсы занимают важное место в его творчестве. впрочем, и эти 12 романсов не задумывались как цикл. об их возникновении композитор рассказал в своих «записках» : «в день моих именин, т. е. 21 мая (1840 года. — а. к.) , когда я шел из ревельского подворья.. мне пришла мелодия болеро «о дева чудная моя» . я попросил кукольника написать стихи для этой новой мелодии, он согласился, а вместе с тем предложил мне несколько написанных им романсов. по этому, кажется, поводу пришла платону мысль о двенадцати романсах, изданных потом п. и. гурскалиным под именем «прощание с петербургом» . у меня было несколько запасных мелодий, и работа шла весьма успешно» . это происходило в петербурге, где глинка, признанный создатель первой классической оперы «жизнь за царя» (1836), работал над второй — «руслан и людмила» . он часто встречался с братьями кукольниками, нестором и платоном, которые с 1839 года поселились в доме мерца в фонарном переулке. там за несколько лет до того жил сам глинка, туда же он вернулся в сентябре 1840 года. у кукольников собиралась компания приятелей — , критиков, любителей музыки, — известная как братия. нестор васильевич кукольник (1809—1868) пользовался в то время широкой популярностью. первый успех 29-летнему писателю принесла драматическая фантазия «торквато тассо» ; в период расцвета за 6 лет (1840—1845) он написал 5 романов, 5 драм, 26 повестей, множество стихотворений. кукольник называл себя родоначальником школы романтиков и признавал гениальную триаду в (уже подарившей миру пушкина! ) , живописи и музыке: брюллова, глинку и себя самого. глинка написал на стихи кукольника ряд романсов, в том числе «сомнение» , и музыку к его трагедии «князь холмский» . над «прощанием с петербургом» композитор работал в июне-июле 1840 года и закончил «заказанные романсы» 9 августа. на следующий день он уезжал в свое имение новоспасское, и кукольник с братией устроил ему проводы, пригласив знакомых артистов и . здесь впервые прозвучал заключительный номер «прощания с петербургом» — «прощальная песня» для голоса с мужским хором, слова которой кукольник посвятил глинке, а глинка музыку — друзьям. композитор вспоминал: «я пел с необыкновенным одушевлением прощальную песню, хор пела братия » другие номера также имеют посвящения друзьям: №3 — офицеру а. а. скалону, №6 — н. ф. немировичу-данченко, родственнику кукольников, прозванному рыцарем коко, №8 — л. а. гейденрейху, врачу императорских театров, лечившему глинку, №10 — а. н. струговщикову, известному переводчику и поэту.