. Мелодический тип «хамак-кюй». Жанры: - заговоры, - заклинания, - кубаиры с разновидностями: кисса-кубаиры (дастаны), хикаят-кубаиры (иртэк, улэн), - байты, - мунажаты, -сенляу, -теляки, - колыбельные песни. П. Мелодический тип «кыска-кюй». Жанры: -короткие величальные песни, - шуточные и сатирические короткие песни, - плясовые такмаки, - игровые такмаки, - такмаки тиррэтляу, - обрядовые такмаки. Ш. Мелодический тип «халмак-кюй». Жанры: -деревенские, улочные песни, - зимогорские, -трудовые, - гостевые, - исторические, - песни-размышления на философские темы. IV. Мелодический тип «озон-кюй». Он же и жанр озон-кюй. Его тематические разновидности: - о красоте природы, - о жизненном пути и неотвратимости его окончания, о социальной несправедливости; - о любви девушки и джигита, неравном браке; тяжелой женской доле. - о национальных героях, беглецах, царских притеснителях, о службе в царской армии.
Тец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских[3]. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. Через несколько лет, не окончив училища, Модест поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, которую окончил в 1856 году. Затем Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле. Модест Мусоргский — офицер Преображенского полка К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать (как он сам выражался) «музыкусом». Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, анализировал гармонию, контрапункт и форму в сочинениях признанных русских и европейских композиторов, развивал в себе навык их критической оценки.