БИЛЕТ № 5. I. Теория: «Квинтовый круг диезных тональностей». II. Спеть в тональности E-dur:
a) Мелодический вид;
6) Спеть ступени: I- V- VI - VI ь- II-
b) Характерные интервалы ув.2, ум.7 с разрешением (VI, VII);
г) T6 - T5/3 - S6/4- S6- T5/3. П1. Прохлопать ритм, спеть с листа: Калмыков- Фридкин № 249.
а) - абсолютно стандартный ми мажор со всеми знаками, но пониженной шестой ступенью (До бемоль) в обе стороны.
б) - на всякий случай: ми - си - до - до бемоль - фа диез - ?
в) - ув2 на шестой пониженной (до бекар-ре диез) разрешается в ч4 на пятой (си-ми); ум7 на седьмой (ре-до бекар) разрешается в ч5 на первой(ми-си).
г) - Т6 на третьей (соль диез-си-ми), Т5/3 на первой (ми-соль диез-си), S6/4 на первой (ми-ля-до диез), S6 на шестой (до диез-ми-ля), Т5/3 на первой (ми-соль диез-си). П1 - ?
С пением, к сожалению не могу, тут уж самому надо что-то делать.
Объяснение:
Квинтовый круг - правило, согласно которому если отсчитывать от любой диезной тональности (не важно мажорной или минорной, главное чтобы это были только мажорные, или только минорные) квинту вверх, то получится следующая тональность, т.е. добавится один знак к ключевым (если вниз - то наоборот, получится предыдущая тональность круга).
Пример: до мажор - добавляем квинту - соль мажор с одним знаком - добавляем квинту - ре мажор с двумя знаками и т.д.
Отсчет обычно ведется от до мажора (и ля минора соответственно) в разные стороны, что позволяет определять знаки в тональностях. Диезные идут по квинтам вправо по нарастанию, каждый раз добавляется по одному знаку. В левую сторону уходят бемольные тональности, но там нужно отсчитывать кварту а не квинту.
Если не очень понятно, то можно дополнительно забить в поисковике "кварто-квинтовый круг тональностей", где вместе с картинками все будет подробно и просто объяснено.