Анализируя особенности хорового исполнения песни, используй следующие определения: многоголосный, коллективный, профессиональный, ансамбль, Дири - жер.
Клавишные инструменты существовали ещё в Средние Века. Орган — один из древнейших инструментов — самый старый из них. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI векевзамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными — узкими, с которых играют и сейчас. Тем самым орган стал клавишным духовым инструментом.
Первый струнный клавишный инструмент — клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нём можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.
Клавикорд являлся одним из самых чутких и отзывчивых клавишных инструментов своей эпохи, эпохи барокко. При нажатии на клавишу, маленький медный квадратик под названием «тангент» ударял струну и, упираясь в неё, как бы разделял её на две части — одна из которых являлась звучащей, а другая заглушалась лентой из войлока, протянутой вдоль струн. При отпускании клавиши тангент возвращался в исходное положение, колебания переходили на всю струну и мгновенно заглушались за счет той её части, которая была заглушена войлоком. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, или по две — такой клавикорд называется «связанный». Будучи весьма тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо.
Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.
Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина по сходству с ним в звукоизвлечении, но отличные от него по конструкции: спинет, мюзелар и вёрджинел — это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, были искусно декорированы и поэтому могли украшать собой домашнюю обстановку.
На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.
Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся конструированием музыкальных инструментов для семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал своё изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).
Устройство звукоизвлечения у фортепиано Кристофори состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального механизма для возвращения молоточка. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая её вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот (в частности, тремоло и других мелизмов).
П. И. Чайковский. Кантата «Москва». Автограф партитуры

 
Ко Дню города
«С мала ключика студёная потекла река,
С невелика зачиналась каменна Москва...»
(А.Н. Майков. Из текста для кантаты «Москва»)
Московский этап жизни Чайковского (1866-1878) – период становления и расцвета творчества Петра Ильича, проявления его талантов как композитора, педагога и литератора. Это время обретения верных друзей карьере музыканта, оказывавших материальную и духовную поддержку. Москва – место многочисленных знаковых для Чайковского премьер: первых четырёх симфоний, трёх квартетов, «Ромео и Джульетты», «Франчески да Римини», «Лебединого озера», «Евгения Онегина» и других сочинений. Москва стала «музыкальной родиной» Чайковского. Но при этом была связана и с его родословной – прапрадед композитора, священник Иван Иванович (Иоанн Иоаннович) Попов (1830/32–1783), служил дьяконом в церкви Св. Феодора Студита, «что за Никитскими воротами» (ныне действующий храм).
8 марта 1883 года, находясь в Париже, композитор получил предложение написать кантату от председателя Московской городской коронационной комиссии П. А. Рихтера, подготавливавшего торжественную коронацию императора Александра III. Сроки обозначены жёсткие – кантата должна была быть готова к 17 апреля. Чайковский писал баронессе фон Мекк: «Первая мысль моя была – отказаться, но потом я решил, что, во что бы то ни стало, нужно постараться и обе работы исполнить к сроку. Мне известно из достоверных источников, что государь весьма расположен ко мне (т. е. к моей музыке), и я бы не хотел, чтобы ему донесли, что я отказался». Композитор справился с поставленной задачей за две недели.
Участь коронационных и церемониальных сочинений была блестящей, и одновременно столь же плачевной. Блестящей потому, что, например, коронационная кантата исполнялась по протоколу во время обеда государя в Грановитой палате, в присутствии многих знатных особ. Плачевной, так как внимание всех присутствующих чаще было обращено не на музыкальное сочинение, а на ход церемониальной трапезы с установленной протоколом 21 переменой блюд и орудийными залпами во время провозглашения тостов. В отличие от большинства других коронационных кантат, произведение Чайковского обрело известность как самоценное художественное сочинение.
Центральный по значению образ кантаты – символический образ Москвы первопрестольной, прочно ассоциирующийся с образом царя – верховного владыки. Напомним, что Москва была столицей с середины XV века до 1712 года, и вновь обрела прежний статус только с 1918 года. Но и на протяжении петровской и послепетровской эпох она продолжала оставаться символом России. Православие и самодержавие – своего рода московский символ веры. Именно эти образы занимают в кантате Чайковского основное место.
Кантата написана для смешанного хора, двух солистов (баритон и меццо-сопрано) и симфонического оркестра.
В кантате 6 частей:
1. «С мала ключика...» (хор)
2. «То не звёздочка» (ариозо меццо-сопрано)
3. «Час ударил» (хор)
4. «Уж как из лесу» (монолог и хор)
5. «Мне ли, Господи» (ариозо меццо-сопрано)
6. «По Руси пошёл стук и гром большой» (хор)
Главными являются три тематические сферы: эпическое повествование, прославление и молитва. В роли главного рассказчика выступает солист-баритон, в партии меццо-сопрано раскрыт аллегорический образ Москвы как освободительницы славянских народов. В содержании кантаты отражены реальные исторические события: татаро-монгольское иго (хор «С мала ключика...») и становление Московского княжества (ариозо «То не звёздочка...»).
Стилизованно-русский характер сочинения обусловлен былинным нерифмованным текстом А. Н. Майкова. «Мне очень то обстоятельство», – замечает Чайковский в письме к фон Мекк, – что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны. Есть маленькая патриотическая хвастливость, но вместе с тем вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова».
15 мая кантата была исполнена в Грановитой палате московского Кремля оркестром и хором под управлением Э. Направника. 21 июня Коронационная комиссия известила Чайковского, что за кантату и марш ему, по распоряжению царя, подносится подарок в 1500 рублей. К разочарованию композитора, это был не гонорар, а именно подарок – перстень с бриллиантами (нуждаясь в деньгах, Чайковский заложил его в Кредитном обществе, получил ссуду в 375 рублей и тут же потерял деньги и квитанцию, оставшись, как писал к фон Мекк, «ни с чем»).
В советское время жанр кантаты «на случай», как официальный жанр, был весьма востребованным. Однако со сменой идеологических установок изменились и «случаи» (съезды партии, юбилей революции, дни рождения В. И. Ленина и И. В. Сталина, в честь Красной армии и т.д.).
Клавишные инструменты существовали ещё в Средние Века. Орган — один из древнейших инструментов — самый старый из них. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI векевзамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными — узкими, с которых играют и сейчас. Тем самым орган стал клавишным духовым инструментом.
Первый струнный клавишный инструмент — клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нём можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.
Клавикорд являлся одним из самых чутких и отзывчивых клавишных инструментов своей эпохи, эпохи барокко. При нажатии на клавишу, маленький медный квадратик под названием «тангент» ударял струну и, упираясь в неё, как бы разделял её на две части — одна из которых являлась звучащей, а другая заглушалась лентой из войлока, протянутой вдоль струн. При отпускании клавиши тангент возвращался в исходное положение, колебания переходили на всю струну и мгновенно заглушались за счет той её части, которая была заглушена войлоком. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, или по две — такой клавикорд называется «связанный». Будучи весьма тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо.
Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.
Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина по сходству с ним в звукоизвлечении, но отличные от него по конструкции: спинет, мюзелар и вёрджинел — это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, были искусно декорированы и поэтому могли украшать собой домашнюю обстановку.
На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.
Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся конструированием музыкальных инструментов для семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал своё изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).
Устройство звукоизвлечения у фортепиано Кристофори состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального механизма для возвращения молоточка. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая её вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот (в частности, тремоло и других мелизмов).

 
Ко Дню города
«С мала ключика студёная потекла река,
С невелика зачиналась каменна Москва...»
(А.Н. Майков. Из текста для кантаты «Москва»)
Московский этап жизни Чайковского (1866-1878) – период становления и расцвета творчества Петра Ильича, проявления его талантов как композитора, педагога и литератора. Это время обретения верных друзей карьере музыканта, оказывавших материальную и духовную поддержку. Москва – место многочисленных знаковых для Чайковского премьер: первых четырёх симфоний, трёх квартетов, «Ромео и Джульетты», «Франчески да Римини», «Лебединого озера», «Евгения Онегина» и других сочинений. Москва стала «музыкальной родиной» Чайковского. Но при этом была связана и с его родословной – прапрадед композитора, священник Иван Иванович (Иоанн Иоаннович) Попов (1830/32–1783), служил дьяконом в церкви Св. Феодора Студита, «что за Никитскими воротами» (ныне действующий храм).
8 марта 1883 года, находясь в Париже, композитор получил предложение написать кантату от председателя Московской городской коронационной комиссии П. А. Рихтера, подготавливавшего торжественную коронацию императора Александра III. Сроки обозначены жёсткие – кантата должна была быть готова к 17 апреля. Чайковский писал баронессе фон Мекк: «Первая мысль моя была – отказаться, но потом я решил, что, во что бы то ни стало, нужно постараться и обе работы исполнить к сроку. Мне известно из достоверных источников, что государь весьма расположен ко мне (т. е. к моей музыке), и я бы не хотел, чтобы ему донесли, что я отказался». Композитор справился с поставленной задачей за две недели.
Участь коронационных и церемониальных сочинений была блестящей, и одновременно столь же плачевной. Блестящей потому, что, например, коронационная кантата исполнялась по протоколу во время обеда государя в Грановитой палате, в присутствии многих знатных особ. Плачевной, так как внимание всех присутствующих чаще было обращено не на музыкальное сочинение, а на ход церемониальной трапезы с установленной протоколом 21 переменой блюд и орудийными залпами во время провозглашения тостов. В отличие от большинства других коронационных кантат, произведение Чайковского обрело известность как самоценное художественное сочинение.
Центральный по значению образ кантаты – символический образ Москвы первопрестольной, прочно ассоциирующийся с образом царя – верховного владыки. Напомним, что Москва была столицей с середины XV века до 1712 года, и вновь обрела прежний статус только с 1918 года. Но и на протяжении петровской и послепетровской эпох она продолжала оставаться символом России. Православие и самодержавие – своего рода московский символ веры. Именно эти образы занимают в кантате Чайковского основное место.
Кантата написана для смешанного хора, двух солистов (баритон и меццо-сопрано) и симфонического оркестра.
В кантате 6 частей:
1. «С мала ключика...» (хор)
2. «То не звёздочка» (ариозо меццо-сопрано)
3. «Час ударил» (хор)
4. «Уж как из лесу» (монолог и хор)
5. «Мне ли, Господи» (ариозо меццо-сопрано)
6. «По Руси пошёл стук и гром большой» (хор)
Главными являются три тематические сферы: эпическое повествование, прославление и молитва. В роли главного рассказчика выступает солист-баритон, в партии меццо-сопрано раскрыт аллегорический образ Москвы как освободительницы славянских народов. В содержании кантаты отражены реальные исторические события: татаро-монгольское иго (хор «С мала ключика...») и становление Московского княжества (ариозо «То не звёздочка...»).
Стилизованно-русский характер сочинения обусловлен былинным нерифмованным текстом А. Н. Майкова. «Мне очень то обстоятельство», – замечает Чайковский в письме к фон Мекк, – что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны. Есть маленькая патриотическая хвастливость, но вместе с тем вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова».
15 мая кантата была исполнена в Грановитой палате московского Кремля оркестром и хором под управлением Э. Направника. 21 июня Коронационная комиссия известила Чайковского, что за кантату и марш ему, по распоряжению царя, подносится подарок в 1500 рублей. К разочарованию композитора, это был не гонорар, а именно подарок – перстень с бриллиантами (нуждаясь в деньгах, Чайковский заложил его в Кредитном обществе, получил ссуду в 375 рублей и тут же потерял деньги и квитанцию, оставшись, как писал к фон Мекк, «ни с чем»).
В советское время жанр кантаты «на случай», как официальный жанр, был весьма востребованным. Однако со сменой идеологических установок изменились и «случаи» (съезды партии, юбилей революции, дни рождения В. И. Ленина и И. В. Сталина, в честь Красной армии и т.д.).