Скерцо начинается медленным вступлением: скрипки интонируют мелодию, таинственно спускающуюся по уменьшенному
септаккорду, живописуя загадочную и мрачноватую атмосферу жилища чародея, к ним присоединяются флейта и флейтапикколо. Эту магическую атмосферу разрушают подвижные, «скачущие» мотивы на стаккато у гобоя, флейты и кларнета,
вводящие в скерцо как таковое. Его основная тема, выросшая из беспокойных мотивов вступления, «вращается» вокруг
первой ступени, устойчивость которой подчеркивается еще и восходящим поступенным ходом от доминанты к тонике,
приходящейся на сильную долю, в начале (такое «вколачивание» тоники в теме, которая и без того гармонической
неустойчивостью не отличается, воспринимается как комедийный штрих к образу недалекого и самоуверенного юнца).
Другая тема – с форшлагами, проводимая духовыми на фоне скрипичного пиццикато – раскрывает образ с другой стороны:
юношеская пылкость, увлеченность своим занятием. Еще одна краткая тема – с пунктирным ритмом – определена
композитором как мотив заклинания: сочетание ff c тембром засурдиненных валторны и трубы могло бы сделать ее
страшной, если бы не элементы скерциозной первой темы в сопровождении – именно она играет главную роль в
музыкальном развитии, насыщенном многочисленными тембровыми эффектами (например, фигурации струнных и арфы,
изображающие плеск воды) и даже полифоническими приемами. Введение хроматизмов придает теме фантастический
оттенок. Вторая тема проводится почти без изменений – лишь в коде, где ее проводит солирующий альт, в ней появляются
жалобные интонации (ученик уже не рад тому, что затеял, и просит прощения у наставника).
Скерцо начинается медленным вступлением: скрипки интонируют мелодию, таинственно спускающуюся по уменьшенному
септаккорду, живописуя загадочную и мрачноватую атмосферу жилища чародея, к ним присоединяются флейта и флейтапикколо. Эту магическую атмосферу разрушают подвижные, «скачущие» мотивы на стаккато у гобоя, флейты и кларнета,
вводящие в скерцо как таковое. Его основная тема, выросшая из беспокойных мотивов вступления, «вращается» вокруг
первой ступени, устойчивость которой подчеркивается еще и восходящим поступенным ходом от доминанты к тонике,
приходящейся на сильную долю, в начале (такое «вколачивание» тоники в теме, которая и без того гармонической
неустойчивостью не отличается, воспринимается как комедийный штрих к образу недалекого и самоуверенного юнца).
Другая тема – с форшлагами, проводимая духовыми на фоне скрипичного пиццикато – раскрывает образ с другой стороны:
юношеская пылкость, увлеченность своим занятием. Еще одна краткая тема – с пунктирным ритмом – определена
композитором как мотив заклинания: сочетание ff c тембром засурдиненных валторны и трубы могло бы сделать ее
страшной, если бы не элементы скерциозной первой темы в сопровождении – именно она играет главную роль в
музыкальном развитии, насыщенном многочисленными тембровыми эффектами (например, фигурации струнных и арфы,
изображающие плеск воды) и даже полифоническими приемами. Введение хроматизмов придает теме фантастический
оттенок. Вторая тема проводится почти без изменений – лишь в коде, где ее проводит солирующий альт, в ней появляются
жалобные интонации (ученик уже не рад тому, что затеял, и просит прощения у наставника).
Объяснение: