А теперь подробно проанализируем некоторые части "зоологической фантазии".
"Вступление и Королевский марш льва". Лев - царь зверей. Он величественен, грозен и прекрасен. Поэтому композитор подарил ему "королевский" марш. Тема с "экзотической" окраской изложена мощными одинаковыми нотами в разных регистрах (октавами) струнных - она звучит действительно грозно и даже устрашающе. Однако в её ритме нет привычного маршевого пунктира, в ней ощущается упругая и мягкая кошачья походка. В конце каждой фразы мы слышим звуковые сочетания, подражающие фанфарным сигналам и барабанной дроби. Композитор при динамики и близких звуковых пассажей ( музыкальный приём) передаёт рычание льва. Изобразительные приёмы придают маршу комический оттенок.
"Куры и петух". Здесь мы слышим куриное кудахтанье в главной теме. Эта тема с её суетливыми повторениями на одном звуке и резкими скачками вверх, развивается при полифонического письма - канона (поочерёдное вступление голосов, которые исполняют одну и ту же мелодию). Композитор сочинил уморительное "куриное трио".
Бестолково суетясь, куры перебирают друг друга и вдруг замолкают... Это запел Петух, горделиво скандируя каждую ноту своего "соло". Любимец курятника трижды солирует, демонстрируя своё мастерство, но вот в третий раз, когда его соло звучит на фоне восторженного кудахтанья, происходит непредвиденное. Петушиный голос "срывается", и верхняя нота - его гордость! - звучит искажённо и фальшиво, вызывая смятение поклонниц.
"Антилопы". В некоторых пьесах сюиты, например в "Королевском марше льва", "Птичке", Сен-Санс изображает движения, повадки своих персонажей. И в пьесе "Антилопы", написанной для двух роялей в жанре блестящего виртуозного этюда, стремительный бег антилоп изображён гаммообразными пассажами.
"Кенгуру". Забавный портрет кенгуру "нарисован" в этой пьесе. Суетливые прыжки животного изображаются у фортепиано с форшлагов (коротких звуков, каждый из которых украшает предыдущий) и пауз, разделяющих звуки короткой темы. Форшлаги точно отмечают момент толчка, а паузы - прыжок.Каждая фраза, ускоряясь в начале,завершается осторожным замедлением движения. При этом меняется и размер и ритм. Неустойчивые аккорды звучат робко, неуверенно. Так возникает представление о смешных прыжках неуклюжей кенгуру. то и дело останавливающейся и осторожно озирающейся.
"Слон". В пьесах "Слон", "Черепахи", "Пианисты" композитор не только изображает неловкие движения своих персонажей, но и подсмеивается над ними. Для этого он избирает редкий в музыке жанр музыкальной пародии. У Сен-Санса слон... танцует вальс.
"Лебедь". В этой пьесе создан образ совершенной красоты, неподвластной времени. Классическая чистота и строгость кантиленной (плавной, певучей) мелодии, благородный "бархатный" тембр виолончели сделали эту пьесу шедевром лирики. Выразительная пластичность мелодии, её спокойное ритмическое дыхание, уравновешенный и плавный рисунок фраз создают неувядающий лирический образ. Немаловажна и яркая изобразительная деталь: мелодия звучит на фоне спокойных фигураций фортепиано, подражающих лёгкому плеску воды.
"Аквариум". Пьеса поражает живописной красочностью, волшебным звучанием звенящих тембров. Ты, наверное, не раз любовались чудесными световыми эффектами - игрой красок в воде или на снегу в солнечный день, в хрустальной люстре, освещающей концертный зал, или в облаках под лучами заходящего солнца... В пьесе "Аквариум" игра бликов, преломление света в воде отражено главным образом гармонией. Звуковой материал построен на чередовании аккордов, которые создают впечатление мерцания света.Живописность достигается и при передачи цветовой радуги в музыке. Фактура (звуковые сочетания) пьесы легка, прозрачна, изыскана. Основной звук словно окрашивается в дымчато - нежные тона. Утончённо и хрупко звучат инструменты. Каждый звук флейты повторен, словно эхом, волшебным тембром гармоники в высоком регистре. Это "октавное эхо" создаёт впечатление дробления лучей света и отражения цветных бликов, вспыхивающих в воде. Взаимодействие всех музыкально - изобразительных средств создаёт поистине волшебную, завораживающую картину.
Карнавал животных"Финал". Праздничный финал наиболее точно соответствует названию сюиты - "Карнавал животных". В весёлом стремительном танце словно проносятся знакомые нам персонажи - мелькают, наподобие карнавальных масок, темы предыдущих пьес. Тон финалу задаёт моторная танцевальная тема. Скачать ЗДЕСЬ. Так завершает свою "зоологическую фантазию" Сен-Санс, подаривший нам радость общения с талантливой и остроумной музыкой.
У тебя есть возможность послушать целиком эту сюиту. Скачай остальные части: "Черепахи""Ослы" "Кукушка в глубине леса""Птичник" "Пианисты","Ископаемые"
А теперь ответь на во Какие музыкальные средства выразительности использовал композитор, изображая голоса птиц, зверей, их движения?
2. Темы каких персонажей ты узнал финал "Карнавала животных"?
Гимн Кемеровской областиГимнФлагГерб
 версия для печати
Гимн Кемеровской области
Слова Геннадия Юрова
Музыка Евгения Лугова
Музыкальная редакция Владимира Хвилько
Вы видите: горят огни в ночи,
На землю небо звездное упало.
Вы слышите: мелодия звучит,
Поет земля восточнее Урала.
Где города по берегам реки
Тепла и света создают запасы,
Ее добыли в шахте горняки -
Рабочую мелодию Кузбасса.
Мелодия, звучи с сердцами в лад.
Мелодия, наш путь велик и труден.
Земля открыла людям свой талант,
И свой талант земле открыли люди!
От пламени не прячем мы лица,
Когда металл рождается в горниле.
Натруженные руки кузнеца
Мелодию надежно закалили.
Она в пролетах заводских гремит,
И поезда несут ее по трассам.
Об отчем доме с нами говорит
Рабочая мелодия Кузбасса.
Мелодия, звучи с сердцами в лад.
Мелодия, наш путь велик и труден.
Земля открыла людям свой талант,
И свой талант земле открыли люди!
Когда в предгорьях выпадет роса,
Когда восходит солнце над долиной,
Таежный шум и птичьи голоса
В тон музыке могучей различимы.
Распахнут мир дыханию весны,
И ждет любовь назначенного часа.
Вливается в напев родной страны
Рабочая мелодия Кузбасса!
Мелодия, звучи с сердцами в лад.
Мелодия, наш путь велик и труден.
Земля открыла людям свой талант,
И свой талант земле открыли люди!
Каменные своды сырого, мрачного подземелья, где томится изможденный, закованный в цепи Флорестан. Борец за справедливость, когда-то разоблачавший преступления Пизарро, он теперь оказался жертвой его мести. Несмотря на страдания и близость смерти, Флорестан тверд и спокоен: он честно выполнил свой долг. В сознании узника возникает образ Леоноры, проходят радостные видения свободы и счастья. Измученный, он впадает в забытье. Бесшумно входят Рокко и Леонора. При скудном свете фонаря встревоженная женщина не может разглядеть лицо узника, и только когда Флорестан просыпается, она по голосу узнает горячо любимого мужа. В подземелье спускается Пизарро. С обнаженным кинжалом он бросается на Флорестана, но Леонора заслоняет его своим телом. Взбешенный начальник тюрьмы готов убить обоих, но внезапно в темницу доносятся звуки трубы, возвещающей о прибытии министра. Пизарро ошеломлен — месть не удалась, его ждет суровая кара. Площадь перед крепостью. Народ славит справедливость министра, освободившего невинных узников. Рокко приводит Флорестана и Леонору. В закованном в цепи узнике дон Фернандо узнает своего друга. Леонора снимает с Флорестана оковы. Все прославляют ее верность и самоотверженность.