на мифологические сюжеты написаны многие оперные произведения xvi-xvii вв. таковы первые итальянские оперы конца xvi в. - ”дафна” и “эвридика”; оперы композиторов xvii в. : перселла - “дидона и эней”, люлли - “тезей”, монтверди - “орфей” и “ариадна”. в xviii в. были созданы оперы рамо - “кастор и поллукс”, глюка - “ифигения в авлиде”, “орфей” и др. , “идоменей” - гениального моцарта. писатели, художники и музыканты viii-начала xix в. зачастую также обращались в поисках сюжетов для своих произведений к образам и древнегреческой мифологии. одной из ранних опер, поставленных в россии (1755 г.) , была опера “цефал и прокрис” (“кефал и прокрида”). либретто оперы написал сумароков, музыку - придворный композитор арайя. позднее сумароков, взяв за фабулу другие мифические эпизоды, создал либретто оперы “альцеста” (“алькеста”) и комедии “нарцисс”. в конце xviii в. талантливый композитор фомин создал мелодраму “орфей”, также заимствовав сюжет из древнегреческой мифологии.
скульптор ф. толстой создал замечательный бюст греческого божества сна морфея, а художник к. п. брюллов написал некоторые из своих картин на сюжеты античной мифологии (“встреча аполлона и дианы”, “сатурн и нептун на олимпе”). отдельные эпизоды древнегреческой мифологии привлекли внимание художников конца xix-начала x в. - в. а. серова (“похищение европы”, “одиссей и навсикая”), м. а. врубеля (“пан”). скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии, украшены многие замечательные здания, построенные в москве и петербурге в xvii-xix вв. величественный портик колоннады большого театра в москве украшен бронзовой скульптурной группой, изображающей древнегреческого бога аполлона, мчащегося на колеснице, запряженной четверкой коней. такая же скульптурная группа возвышается и над портиком театра имени а. с. пушкина в петербурге. большое количество скульптурных групп и отдельных статуй, изображающих древнегреческих мифических божеств и героев, украшают здания адмиралтейства, государственного эрмитажа, аллеи летнего сада в петербурге, внутренние помещения и великолепные парки пушкина, павловска, петродворца, роскошные дома и сады богатейших подмосковных дворянских усадеб xviii в. - кускова, останкина, архангельского, превращенных ныне в музеи.
мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях и. а. крылова, стихотворениях г. р. державина, в. а. жуковского, а. с. пушкина, м. ю. лермонтова, ф. и. тютчева и других.
экранизации сюжетов греческой мифологии * аргонавты (мультфильм) * битва титанов (фильм, 1981) * битва титанов (фильм, 2010) * возвращение с олимпа * война богов: бессмертные * геркулес (мультфильм) * геркулес (фильм, 1983) * завещание орфея * лабиринт. подвиги тесея * медея (фильм, 1969) * о, где же ты, брат? * орфей и эвридика (зонг-опера) * персей (мультфильм) * перси джексон и похититель молний * подвиги геракла (фильм) * полифем, акид и галатея (мультфильм) * прометей (мультфильм) * странствия одиссея (фильм) * троя (фильм) * удивительные странствия геракла * царь эдип (фильм) * ясон и аргонавты
михаил иванович глинкамихаил иванович глинка является основоположником классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. его работы, опиравшиеся на многовековые традиции народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
родился в смоленской губернии, образование получил в санкт-петербурге. формированию мировозрения и основной идеи творчества михаила глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как а.с.пушкин, в.а.жуковский, а.с.грибоедов, а.а.дельвиг. творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени - в.беллини, г.доницетти, ф.мендельсоном и позже с г.берлиозом, дж.мейербером. успех пришел к м.и.глинке после постановки оперы "иван сусанин" ("жизнь за царя") (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. в.ф.одоевский охарактиризовал оперу "новая стихия в искусстве, и начинается в его новый период - период музыки".
вторая опера - эпическая "руслан и людмила" (1842), работа над которой велась на фоне смерти пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла м.и.глинке тяжелые переживания. после этого он много путешествовал, попеременно живя в россии и за рубежом, не прекращая сочинять. в его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. в 1990-х годах "патриотическая песня" михаила глинки была официальным гимном российской федерации.
цитата м.и.глинки: "чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой."
цитата о м.и.глинке: "вся симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии "камаринская". п.и.чайковский
интересный факт: михаил иванович глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был лёгок на подъем и прекрасно знал , возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.
2. александр порфирьевич бородин (1833—1887)
александр порьфирьевич бородиналександр порьфирьевич бородин, один из ведущих композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-, врачём, педагогом, критиком и обладал дарованием.
родился в санкт-петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и . а.п.бородин является композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке самостоятельной работе над овладением техникой композирования. на формирование а.п.бородина влияние оказало творчество м.и. глинки (как впрочем на всех композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события - во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой е.с.протопоповой, во-вторых, встреча с м.а. и вступление в творческое содружество композиторов, известного как "могучая кучка". в конце 1870-х и в 1880-х а.п.бородин много путешествует и гастролирует в европе и америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных композиторов в европе конца 19-го века.
центральное место в творчестве а.п.бородина занимает опера "князь игорь" (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья а.а.глазунов и н.а. римский-корсаков). в "князе игоре", на фоне величественных картин событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших людей и могучая сила всего народа, проявляющаяся при защите родины. несмотря на то, что а.п.бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество разноплановое и он считается одним из отцов симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения и зарубежных композиторов.
цитата о а.п.бородине: "талант бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой". в.в.стасов
интересный факт: именем бородина названа реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.
на мифологические сюжеты написаны многие оперные произведения xvi-xvii вв. таковы первые итальянские оперы конца xvi в. - ”дафна” и “эвридика”; оперы композиторов xvii в. : перселла - “дидона и эней”, люлли - “тезей”, монтверди - “орфей” и “ариадна”. в xviii в. были созданы оперы рамо - “кастор и поллукс”, глюка - “ифигения в авлиде”, “орфей” и др. , “идоменей” - гениального моцарта. писатели, художники и музыканты viii-начала xix в. зачастую также обращались в поисках сюжетов для своих произведений к образам и древнегреческой мифологии. одной из ранних опер, поставленных в россии (1755 г.) , была опера “цефал и прокрис” (“кефал и прокрида”). либретто оперы написал сумароков, музыку - придворный композитор арайя. позднее сумароков, взяв за фабулу другие мифические эпизоды, создал либретто оперы “альцеста” (“алькеста”) и комедии “нарцисс”. в конце xviii в. талантливый композитор фомин создал мелодраму “орфей”, также заимствовав сюжет из древнегреческой мифологии.
скульптор ф. толстой создал замечательный бюст греческого божества сна морфея, а художник к. п. брюллов написал некоторые из своих картин на сюжеты античной мифологии (“встреча аполлона и дианы”, “сатурн и нептун на олимпе”). отдельные эпизоды древнегреческой мифологии привлекли внимание художников конца xix-начала x в. - в. а. серова (“похищение европы”, “одиссей и навсикая”), м. а. врубеля (“пан”). скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии, украшены многие замечательные здания, построенные в москве и петербурге в xvii-xix вв. величественный портик колоннады большого театра в москве украшен бронзовой скульптурной группой, изображающей древнегреческого бога аполлона, мчащегося на колеснице, запряженной четверкой коней. такая же скульптурная группа возвышается и над портиком театра имени а. с. пушкина в петербурге. большое количество скульптурных групп и отдельных статуй, изображающих древнегреческих мифических божеств и героев, украшают здания адмиралтейства, государственного эрмитажа, аллеи летнего сада в петербурге, внутренние помещения и великолепные парки пушкина, павловска, петродворца, роскошные дома и сады богатейших подмосковных дворянских усадеб xviii в. - кускова, останкина, архангельского, превращенных ныне в музеи.
мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях и. а. крылова, стихотворениях г. р. державина, в. а. жуковского, а. с. пушкина, м. ю. лермонтова, ф. и. тютчева и других.
экранизации сюжетов греческой мифологии * аргонавты (мультфильм) * битва титанов (фильм, 1981) * битва титанов (фильм, 2010) * возвращение с олимпа * война богов: бессмертные * геркулес (мультфильм) * геркулес (фильм, 1983) * завещание орфея * лабиринт. подвиги тесея * медея (фильм, 1969) * о, где же ты, брат? * орфей и эвридика (зонг-опера) * персей (мультфильм) * перси джексон и похититель молний * подвиги геракла (фильм) * полифем, акид и галатея (мультфильм) * прометей (мультфильм) * странствия одиссея (фильм) * троя (фильм) * удивительные странствия геракла * царь эдип (фильм) * ясон и аргонавты
ответ:
1. михаил иванович глинка (1804—1857)
михаил иванович глинкамихаил иванович глинка является основоположником классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. его работы, опиравшиеся на многовековые традиции народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
родился в смоленской губернии, образование получил в санкт-петербурге. формированию мировозрения и основной идеи творчества михаила глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как а.с.пушкин, в.а.жуковский, а.с.грибоедов, а.а.дельвиг. творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени - в.беллини, г.доницетти, ф.мендельсоном и позже с г.берлиозом, дж.мейербером. успех пришел к м.и.глинке после постановки оперы "иван сусанин" ("жизнь за царя") (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. в.ф.одоевский охарактиризовал оперу "новая стихия в искусстве, и начинается в его новый период - период музыки".
вторая опера - эпическая "руслан и людмила" (1842), работа над которой велась на фоне смерти пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла м.и.глинке тяжелые переживания. после этого он много путешествовал, попеременно живя в россии и за рубежом, не прекращая сочинять. в его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. в 1990-х годах "патриотическая песня" михаила глинки была официальным гимном российской федерации.
цитата м.и.глинки: "чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой."
цитата о м.и.глинке: "вся симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии "камаринская". п.и.чайковский
интересный факт: михаил иванович глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был лёгок на подъем и прекрасно знал , возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.
2. александр порфирьевич бородин (1833—1887)
александр порьфирьевич бородиналександр порьфирьевич бородин, один из ведущих композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-, врачём, педагогом, критиком и обладал дарованием.
родился в санкт-петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и . а.п.бородин является композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке самостоятельной работе над овладением техникой композирования. на формирование а.п.бородина влияние оказало творчество м.и. глинки (как впрочем на всех композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события - во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой е.с.протопоповой, во-вторых, встреча с м.а. и вступление в творческое содружество композиторов, известного как "могучая кучка". в конце 1870-х и в 1880-х а.п.бородин много путешествует и гастролирует в европе и америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных композиторов в европе конца 19-го века.
центральное место в творчестве а.п.бородина занимает опера "князь игорь" (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья а.а.глазунов и н.а. римский-корсаков). в "князе игоре", на фоне величественных картин событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших людей и могучая сила всего народа, проявляющаяся при защите родины. несмотря на то, что а.п.бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество разноплановое и он считается одним из отцов симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения и зарубежных композиторов.
цитата о а.п.бородине: "талант бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой". в.в.стасов
интересный факт: именем бородина названа реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.
объяснение: