Вы слышите, как они настраивают свои инструменты. До вас доносится невообразимый шум! Кажется, что из этих звуков ничего красивого не получится. А ведь еще будут певцы-солисты и хор!Но вот открывается занавес, и... полилась прекрасная музыка. В том, что все инструменты звучат слаженно и четко, заслуга дирижера - он руководит огромным оркестром. А происходит все с небольшой деревянной палочки. Вот этой, что в руках дирижера.Эту тоненькую палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром литавр и звуки труб, пение скрипок и нежные трели флейт.Волшебной палочка становится только в руках дирижера. Он нужен в опере и в симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле - везде, где музыку исполняет большой коллектив.В древнегреческом театре главной фигурой был корифей - он дирижировал хором, ему подчинялись и музыканты. Ритм корифеи отбивали подошвой, окованной железом, а дирижировали руками. В средние века церковные дирижеры пользовались особым уважением. Символом их музыкальной власти был тяжелый, искусно отделанный жезл.А в итальянской опере дирижеров было двое: один, скрипач, руководил оркестром,и дирижировать. И вот тогда первый скрипач оркестра, его называли концертмейстер, отложил свою скрипку и стал дирижером.другой, клавесинист, - певцами. Место за клавесином было опасным, там обычно сидел автор оперы. Ему частенько приходилось испытывать на себе реакцию публики на его произведении. Если темпераментным итальянцам не нравилась музыка, в несчастного автора летели гнилые помидоры и тухлые яйца.
Не сразу придумали колокол. Несколько веков люди ударяли вот в такое при из железа или дерева - било (от слова "бить"). Звук этого сигнального инструмента первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии, например о нападении врагов или пожаре.
Первые колокола появились далеко от России: по одним сведениям это произошло в Китае в XII - III веках до н.э., по другим - в Италии, в провинции Кампаньи в IV веке н.э., когда по преданию епископу Ноланскому Павлину однажды приснился сон - ангел с чудесно звенящими полевыми колокольчиками. И ведь верно, форма колокола и форма цветка колокольчика очень похожи. Удивительно, но первые колокола изготавливались не из колокольной меди, а из дерева, камня и даже стекла. И назывались они иначе - кампаны (по названию местности Кампанья в Италии, где их изготавливали).Сегодня колокололитейные заводы есть в нескольких крупных городах России. Но раньше таких возможностей не было, и мастера-литейщики справлялись с трудным делом так:
1. Вырывалась яма, в которой особым образом готовилось дно (площадка из глины или кирпича должна была быть идеально ровной).
2. Из глины готовилась форма с пустотой внутри, а по краям ямы строились несколько печей для плавки металла.
3. В форму по нескольким каналам заливали расплавленную колокольную медь (смесь бронзы и олова). Для особой красоты звука к смеси могли добавлять и серебро.
4. Яму накрывали и ждали, когда металл постепенно остынет.
5. Затем форму освобождали от земли, разбивали глиняный кожух, а колокол извлекали и несли к священнику для благословения.
К колоколам на Руси всегда было особое отношение: литьё их считалось делом богоугодным и очень уважаемым. Но известны случаи, когда колокола серьёзно "наказывали": отправляли в ссылку, избивали розгами или даже уничтожали. Например, Новгородский вечевой колокол был "арестован" за содействие бунтарям по приказу Ивана Грозного. Колокол сняли и повезли в Москву, чтобы тот "покорился" и звучал в лад с московскими колоколами. С этого момента начались две легенды. По одной из них колокол недалеко от Новгорода "перевернул" сани, на которых его везли, и упал в овраг, после чего его было приказано разбить на мелкие кусочки. Но люди, якобы, собрали осколки и отлили знаменитые валдайские колокольчики, которые звенят под дугой в упряжи лошади. В народе говорили, что в день, когда все колокольчики соберутся вместе, оживёт и вечевой колокол. По второй легенде Новгородский колокол благополучно довезли до Москвы, где его перелили в другой - набатный колокол, и целых двести лет он находился на главной звоннице, пока однажды не напугал своим басом царя Фёдора Алексеевича, за что был "сослан" в монастырь г. Архангельска.
Как вы думаете, от чего зависит звучание колокола? (от сплава металлов, от размера и силы удара) Я бы ещё добавила к этому списку толщину стенок колокола. Вот как описывается звучание колоколов в "Притче о двух колоколах" Ольги Безымянной:
На сторожевой башне было два колокола. Один огромный, тяжелый, массивный, с толстыми чугунными стенками и большим, почти круглым, чугунным языком. Другой был намного меньше. И медные стенки его были тоньше, и медный язычок изящнее. И звонили оба колокола по-разному: большой издавал сильный, глухой, тяжелый звук, который тревожным эхом отдавался далеко от башни; маленький звучал, словно заливался, то смехом, то плачем, и слышно его было не так далеко, но те, кому доводилось слышать этот звук, словно очищались: были то слезы или смех, но всегда что-то слетало с души, освобождая ее от невидимой тяжести:
Потому не удивительно, что в зависимости от звучания и особых примет, колоколам давали имена-прозвища, а в церквях им присваивали особые чины (чин - предназначение
Не сразу придумали колокол. Несколько веков люди ударяли вот в такое при из железа или дерева - било (от слова "бить"). Звук этого сигнального инструмента первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии, например о нападении врагов или пожаре.
Первые колокола появились далеко от России: по одним сведениям это произошло в Китае в XII - III веках до н.э., по другим - в Италии, в провинции Кампаньи в IV веке н.э., когда по преданию епископу Ноланскому Павлину однажды приснился сон - ангел с чудесно звенящими полевыми колокольчиками. И ведь верно, форма колокола и форма цветка колокольчика очень похожи. Удивительно, но первые колокола изготавливались не из колокольной меди, а из дерева, камня и даже стекла. И назывались они иначе - кампаны (по названию местности Кампанья в Италии, где их изготавливали).Сегодня колокололитейные заводы есть в нескольких крупных городах России. Но раньше таких возможностей не было, и мастера-литейщики справлялись с трудным делом так:
1. Вырывалась яма, в которой особым образом готовилось дно (площадка из глины или кирпича должна была быть идеально ровной).
2. Из глины готовилась форма с пустотой внутри, а по краям ямы строились несколько печей для плавки металла.
3. В форму по нескольким каналам заливали расплавленную колокольную медь (смесь бронзы и олова). Для особой красоты звука к смеси могли добавлять и серебро.
4. Яму накрывали и ждали, когда металл постепенно остынет.
5. Затем форму освобождали от земли, разбивали глиняный кожух, а колокол извлекали и несли к священнику для благословения.
К колоколам на Руси всегда было особое отношение: литьё их считалось делом богоугодным и очень уважаемым. Но известны случаи, когда колокола серьёзно "наказывали": отправляли в ссылку, избивали розгами или даже уничтожали. Например, Новгородский вечевой колокол был "арестован" за содействие бунтарям по приказу Ивана Грозного. Колокол сняли и повезли в Москву, чтобы тот "покорился" и звучал в лад с московскими колоколами. С этого момента начались две легенды. По одной из них колокол недалеко от Новгорода "перевернул" сани, на которых его везли, и упал в овраг, после чего его было приказано разбить на мелкие кусочки. Но люди, якобы, собрали осколки и отлили знаменитые валдайские колокольчики, которые звенят под дугой в упряжи лошади. В народе говорили, что в день, когда все колокольчики соберутся вместе, оживёт и вечевой колокол. По второй легенде Новгородский колокол благополучно довезли до Москвы, где его перелили в другой - набатный колокол, и целых двести лет он находился на главной звоннице, пока однажды не напугал своим басом царя Фёдора Алексеевича, за что был "сослан" в монастырь г. Архангельска.
Как вы думаете, от чего зависит звучание колокола? (от сплава металлов, от размера и силы удара) Я бы ещё добавила к этому списку толщину стенок колокола. Вот как описывается звучание колоколов в "Притче о двух колоколах" Ольги Безымянной:
На сторожевой башне было два колокола. Один огромный, тяжелый, массивный, с толстыми чугунными стенками и большим, почти круглым, чугунным языком. Другой был намного меньше. И медные стенки его были тоньше, и медный язычок изящнее. И звонили оба колокола по-разному: большой издавал сильный, глухой, тяжелый звук, который тревожным эхом отдавался далеко от башни; маленький звучал, словно заливался, то смехом, то плачем, и слышно его было не так далеко, но те, кому доводилось слышать этот звук, словно очищались: были то слезы или смех, но всегда что-то слетало с души, освобождая ее от невидимой тяжести:
Потому не удивительно, что в зависимости от звучания и особых примет, колоколам давали имена-прозвища, а в церквях им присваивали особые чины (чин - предназначение