1.Выберите верные утверждения
o Ленинградская симфония целиком была сочинена Шостаковичем в блокадном Ленинграде.
o Ленинградская симфония была сочинена Шостаковичем в эвакуации.
o Ленинградская симфония была начата Шостаковичем в Ленинграде, и завершена в эвакуации
o Седьмая симфония – одночастное музыкальное произведение.
o Седьмая симфония имеет классическое строение. В ней 4 части.
o В седьмой симфонии три части.
o Симфония утратила свое значение после Великой отечественной войны
o И после окончания войны симфония остается величайшим шедевром мировой музыкальной культуры
2. О чем рассказывает второй эпизод Симфонии № 7?
o о мирной жизни
o о победе
o о нашествии фашистских захватчиков
3. Дайте название теме симфонии, которая сначала представлена широкой, распевной мелодией, потом развивается, наполняется мощью, приобретает размашистые интонации, широкие мелодические ходы.
o тема мирной жизни
o тема войны
o тема победы
4. Выберите название темы симфонии, которая сначала кажется не угрожающей, безобидной, но, постепенно усиливаясь звучанием все новых инструментов, превращается в чудовище, в машину уничтожения всего живого.
o тема мирной жизни
o тема войны
o тема победы
5. Выберите верные утверждения
o Ленинградская симфония целиком была исполнена только после войны.
o Шостакович написал свою симфонию для камерного (небольшого) состава оркестра.
o Для исполнения седьмой симфонии требуется более сотни музыкантов.
o Во время исполнения седьмой симфонии Ленинград подвергся массированному авиаудару.
o Во время исполнения симфонии ни один снаряд не упал на Ленинград.
o Иностранцы не поняли значения седьмой симфонии Шостаковича.
o Слушатели во всем мире были поражены силой духа, воплощенной в образах «Ленинградской» симфонии
Этимология слова «фактура» («обработка») в музыке, близкая значению этого слова в живописи и декоративно-прикладном искусстве, предполагает особого рода украшение голосов — орнаментирование, фигурную отделку, введение изобразительных моментов.
Само слово «фактура» возникло в музыке в связи с богатейшим развитием украшающих, звукописных и изобразительных элементов музыкальной ткани в XIX в. Музыкальный декор в произведениях XIX в. (а также и до XIX и в XX в.152) создавался в основном двумя фактурными явлениями — фигурацией и дублировкой. Последние и образуют фактурный рисунок голосов (который следует отличать от фактурных функций, определяющих назначение того или иного голоса в музыкальной ткани). Фактурный рисунок является достоянием главным образом инструментальной музыки и из нее переносится в вокальную сферу. Фигурации и дублировки получили интенсивное развитие в инструментализме барокко и классицизма, ярко обозначились в раннем клавирном стиле (например, у английских верджинелистов XVI в.). Однако наибольший интерес представляют фигурации и дублировки в музыке XIX в., потому что здесь их развитие достигло такого уровня индивидуализации, что рисунок фактуры определял уникальность, неповторимость произведения, наиболее непосредственно воплощал программный замысел, и заимствование фактурного приема было бы плагиатом.Фигурация (от figurare — придавать вид или форму, образовывать, делать — лат.; термин получил распространение с конца XVIII в.153) — фактурный рисунок голосов музыкальной ткани, имеющий три чистых вида: фигурация гармоническая, мелодическая, ритмическая, — и многочисленные смешанные комбинации. Гармоническая фигурация — движение голоса по звукам аккорда. Мелодическая фигурация — движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам различных видов (задержание, проходящий звук, вс звук, предъем, камбиата). Для мелодической фигурации существенна повторяемость звеньев фактурного рисунка, орнаментальный вид этого рисунка; повторяемость характерна и для
153 Слово «figure» указывает на связь с приемами риторики (употреблять фигуры, украшать речь фигурами
ми-ре# - б.7, а не ми#.
ля-до# - б.3, а не ре бемоль.
фа-ля бемоль - м.3, а не соль #
ми бемоль- ре бемоль - м.7, а не ми бемоль - до#/
си- фа# - ч.5, а не си-фа.
Ты мыслишь, в принципе,эн-гармонически-то правильно, но интервалы по написанию отличаются. Например:ты пишешь "Ля-ре бемоль", а нужно ля- до#. Ре бемоль и до# - эн-гармонически равны, но написание разное: ля- ре бемоль - это уменьшенная кварта, звучит действительно как б.3, но, поскольку, в кварте 4 ступени, то ля-ре бемоль (ля, си, до, ре) - ум.4.
б.3 - больш.терция-включает 3 ступени, значит, ля-до#, т.е. у ум.4 и у б.3 звучание одинаковое, а обозначаются по-разному, но эн-гармонически равны.