1. Подставьте в текст пропущенное имя: Стихи Р. И. Рождественского вдохновили художника, друга поэта на создание иллюстраций к «Реквиему».
А. Дейнеку
И. Э. Грабаря
П. Д. Корина
С. А. Красаускаса
2. Какие выразительные средства используются в традиционном реквиеме, а какие в светском реквиеме Д. Б. Кабалевского. Рассортируйте элементы по категориям.
Традиционный реквием «Реквием» Д. Б. Кабалевского
Канонический текст заупокойной мессы
Церковная тематика
Церковная молитва
Латинский язык
Литературная основа – поэма Р. И. Рождественского «Реквием»
Патриотическая тематика, памяти павших
Не церковная молитва
Русский язык
3. Подставьте в тест пропущенный элемент:
Художник-график С. А. Красаускас, друг поэта Р. И. Рождественского, вновь и вновь вдохновлялся поэмой «Реквием» и к 1975 году создал цикл из 35 гравюр, который назвал
«Вечно живые»
«Памяти павших»
«Реквием»
«Подвиг народа»
4. Рассортируйте элементы по категориям. Какие характеристики соответствуют жанру реквиема, а какие не соответствуют?
Соответствуют Не соответствуют
В исполнении участвует хор
В исполнении участвует оркестр
В исполнении участвуют солисты
Траурная тематика
В исполнении участвуют артисты балета
Это малая форма, миниатюра
Для исполнения специально строится здание театра
Специально создаётся либретто
Бессюжетное произведение
Многочастность
5. Подчеркни нужное: в какой части «Реквиема» Д. Б. Кабалевского есть такой текст:
« Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилою.
Не хочу я ничегошеньки,
Только сына милого»?
«Я не умру»; «Родина»; «Сердце матери»
Двумужница (неосуществленный замысел)
Жизнь за царя (Иван Сусанин) 1836
Матильда Роксби (неосуществленный замысел)
Ночь на распутье (неосуществленный замысел)
Руслан и Людмила 1842
Вокальные, вокально-хоровые и вокально-инструментальные сочинения:
«Лила в черной мантии» (не сохранилась)
Молитва для театра («Боже, мощной десницей твоей»)
О, дева чудная моя
Победитель
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ КАМЕРНЫХ АНСАМБЛЕЙ И ХОРОВ:
Молитва (Боже, сил во дни смятенья, трио для альта, тенора и баса с фортепиано, новый текст С. В. Гинзберг "Друг заветный, в час смятенья") 1828
Mio ben ricordati (дуэттино для тенора и контральто с фортепиано, издано с русским текстом под названием Воспоминания) 1828
Sogna chi crede d'esser felice (Тот видит сон, кто верит в счастье, квартет для альта или меццо-сопрано, 2 теноров и баса в сопровождении 2 скрипок, альта, виолончели и контробаса, в переводе Вс. А. Рождественского - Помни, что счастье на свете призрак мгновенный, издано 1954) 1828
Come di gloria al nome (вокальный квартет в сопровождении 2 скрипок, альта, виолончели, контробаса, русский перевод С. В. Гинзберг "О, как при мысли о слове") 1828
Возникла кантата под впечатлением от одноименного фильма С.Эйзенштейна. После выхода фильма у Прокофьева возникла идея сделать из написанной им музыки к фильму кантату, что оказалось задачей не из простых: требовалось полностью изменить оркестровку и соединить отдельные фрагменты в единое вокально-симфоническое произведение. Кантата поражает яркостью образов. Благодаря средствам музыкальной выразительности мы отчетливо представляем себе Русь, тевтонцев и непосредственно само Ледовое побоище.
В музыке кантаты "Александр Невский" отобразились лучшие черты музыки Прокофьева: проникновенная лирика, зримость образов и точная их передача посредством музыкальных средств.