1. Объясните значение названий направлений в музыке и искусстве XX века, их основные признаки и представителей. В каких видах искусства они зародились? Приведите примеры произведений, созданных в рамках этих направлений.
Импрессионизм
Символизм
Неоклассицизм
Экспрессионизм
Урбанизм
Неофольклоризм
2. Назовите представителей позднего романтизма. Какие направления XX века они предвосхитили?
3. Дайте определения композиторским техникам XX века. Укажите композиторов, которые использовали эти техники в своем творчестве.
Додекафония
Тотальный сериализм
Пуантилизм
Атональность
Сонористика
Алеаторика
Конкретная музыка
Электронная музыка
Симфоджаз
4. Представителями каких стран являются нижеперечисленные композиторы?
Дебюсси Франция
Малер Италия
Веберн Англия
Штокхаузен Австрия
Равель Германия
Кейдж Польша
Онеггер Финляндия
Р.Штраус Венгрия
Булез США
Стравинский Россия
Шенберг
Берио
Пуленк
Берг
Ноно
Айвз
Лютославский
Бриттен
Гершвин
Пендерецкий
Сибелиус
Кодай
Орф
Лигети
Барток
Хиндемит
Сати
5. Распределите в хронологическом порядке, творчество каких композиторов связано:
а) с рубежом XIX-XX века;
б) первой половиной XX века;
в) второй половиной XX века;
Г) приходится на обе половины XX века;
6. Какова общая тенденция в подходе к жанрам в музыке XX века?
7. Кто в XX веке создавал «большие» оперы (несколько действий, большой состав)? Кто писал монооперы, камерные оперы, музыкальные драмы (вагнеровская модель со сквозными сценами, монологами и диалогами)? Приведите примеры произведений.
8. Кто писал в XX веке симфонии с участием хора?
9. Как в XX веке изменился подход к пониманию жанра симфонии? Сколько частей чаще всего имели симфонии? Почему? Приведите примеры.
Все построения во вложении.
Уменьшенный вводный септаккорд, он же умVII7, строится в гармоническом мажоре (мажор с пониженной VI ступенью) и в гармоническом миноре (минор с повышенной VII ступенью) на VII ступени.
Интервальный состав аккорда следующий:
умVII7 = м.3 + м.3 + м.3
Разрешается умVII7 в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.
УмVII7 от звука "фа" разрешатся в тональности Соль-бемоль мажор (Ges-dur) и соль-бемоль минор (ges-moll):
1) умVII7: фа-ля♭-до♭-ми♭♭ ⇒
(ми♭♭ - пониженная VI ступень гармонического мажора)
⇒ T53: соль♭-си♭-си♭-ре♭ - Ges-dur
2) умVII7: фа♮-ля♭-до♭-ми♭♭ ⇒
(фа♮ - повышенная VII ступень гармонического минора)
⇒ t53: соль♭-си♭♭-си♭♭-ре♭ - ges-moll
«Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных стилях. В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная выставка работ русского художника-архитектора, Виктора Александровича Гартмана. Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой талант художника. В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик, выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич Стасов. Выставка была организована по его инициативе. Вместе с ним выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский. Не спеша переходили они от одного экспоната к другому. — А почему бы вам. Модест Петрович, — сказал вдруг Стасов, — не написать музыку по этим замечательным работам Гартмана? И сами вы, я вижу, чувствуете, что многие из них просятся на музыку совсем немного времени, и Модест Петрович Мусоргский написал десять фортепианных пьес, объединенных в прекрасную сюиту «Картинки с выставки».