1. Какова основная профессия Римского-Корсакова? Отразилась ли она в его музыке?
2. В какой консерватории он учился? В какой преподавал?
3. Перечислите оперы Римского-Корсакова (не все!)
4. Какое литературное произведение лежит в основе оперы «Снегурочка»?
5. Какие персонажи в этой опере относятся к сказочному миру, какие к людскому?
6. Чем главная героиня отличается от всех прочих персонажей? Как она меняется в течение оперы? Как это выражено в музыке?
7. Кто такой Мизгирь? Что с ним происходит по ходу действия?
8. Что вас впечатлило при Шехеразады»? Кратко расскажите о любой части этого произведения.
9. Какова основная профессия Чайковского? Отразилась ли она в его музыке?
10. В какой консерватории он учился? В какой преподавал?
11. Перечислите оперы Чайковского (не все!)
12. В чем была необычность оперы «Евгений Онегин» для своего времени?
13. Кто, по вашему мнению, является центральным персонажем оперы? Расскажите о любом сольном фрагменте этого героя.
14. Расскажите о любом романсе Чайковского (на чей текст, форма романса, общее настроение, ваше личное впечатление от этого проведения).
15. Перечислите несколько произведений Чайковского других жанров.
Барды – поясняет энциклопедия – народные певцы древних кельтских времён (кельты – древние племена, жившие на территории теперешней Франции, Швейцарии, Бельгии), которые впоследствии стали профессиональными средневековыми поэтами. Они были хранителями народных преданий старины и легенд.
Бардовская песня сейчас – это возвращение к самой природе поэзии, её истокам, ведь стихи сначала не читались, а пелись. Недаром классики века, иначе, чем со струнными инструментами, себя не представляли. Вспомним известный портрет А.С.Пушкина кисти художника О.Кипренского.
У наших современных поэтов-бардов в руках оказалась гитара.
Барды древности громко воспевали мужество, подвиги и мечты своего народа. О чём же поют сегодняшние барды?
Конечно, о вечном – о любви, дружбе, верности, честности и благородстве, а ещё о наболевшем – лжи, предательстве…
Возродилась бардовская песня в послевоенное время. Ещё пелись фронтовые песни, появились массовые грандиозные песни, которые звучали на демонстрациях и в больших концертных залах. А так хотелось «тихой» задушевной песни, которую можно спеть в кругу своих друзей.
Первыми запели свои стихи Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий. В истории бардовской песни творчество этих бардов – классический образец этого жанра.
Бардовская песня – это триединство стиха, музыки и своего исполнительства (авторская песня)
Любителям бардовской песни знаком негромкий, хрипловатый голос Булата Окуджавы.
Сам Булат Шалвович говорил про свои песни – «поэзия под гитару». Слушая его песни, кажется, что он обращается к каждому из нас в отдельности – доверительно и сердечно.
Ключевыми словами творчества Булата Окуджавы стали слова: вера, надежда, любовь.
За песнями Окуджавы стоят глубокие раздумья о предназначении человека, о его месте в жизни. Мало, кто знает, что его песни звучат в кинофильмах: «Белое солнце пустыни», «Белорусский вокзал», «Соломенная шляпка» – более тридцати кинофильмов.
Очень часто бардовские песни называют ещё и туристскими. И, действительно, многие из них рождены именно в походах у костров, у подножия ещё непокорённых вершин. Эти песни туристского братства и любви. Один из зачинателей жанра туристской песни – Юрий Визбор – журналист, киноактёр и сценарист, исполнитель авторской песни. Написал свыше трёхсот песен. Самые любимые и необычайно популярные – песни «Лесное солнышко», «Ты у меня одна»
Слушание песен в исполнении Юрия Визбора
Исполнение песен учащимися: «В ритме дождя», «Люди идут по свету» – Ченборисова.
На творчестве Окуджавы, Визбора, Высоцкого воспитывалось новое поколение поэтов-бардов. Когда Юрий Визбор был на вершине известности и популярности Сергей Никитин был ещё студентом и записывал в школьную тетрадку полюбившиеся строчки песен. Сейчас Сергей Никитин любим и узнаваем многими.
1.тема судьбы у Бетховена в симфонии №5, грозная интонация, своеобразный ритмический рисунок.
2. Сольная скрипичная тема образа Шахерезады у Римского-Корсакова в симфонической поэме "Шахерезада" - очень напевеная, нежная, с восточным колоритом и повествовательной интонацией. . (Основные виды интонаций: вопросительная, восклицательная, повествовательная. )
3. Пьеса Д. Кабалевского "Клоуны" - быстрый ритм, весёлая скороговорка, подвижность, резкость, игривость.
Если взять на стыке с литературой, то музыкальная пьеса С. Прокофьева "Болтунья" на стихи А. Барто